Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

24.05.2018

ДОЛГОЖДАННЫЙ ВИЙ

Сергей Павлович Федотов не перестает удивлять своих любимых зрителей и выпускает на сцену самый настоящий триллер, повергающий в ужас и страх. Речь идет о новом спектакле, по повести Николая Гоголя, «Вий», который полностью соответствует гоголевскому сюжету – от появления трех студентов киевской бурсы до трагичной смерти одного из них.

Теперь в «У Моста» есть самобытное, чем они будут радовать и пугать одновременно. «Вий» – завораживающая украинская история с запахом деревенского зеленого лука и со вкусом хмельного веселья (как отметил мой сосед, плюсы передних рядов в полном погружении в атмосферу соответствующими запахами) порадует каждого своей полнотой. С одной стороны, получаешь невероятное наслаждение от  южной солнечной жизни, с ее простодушностью, широтой, с гармоничным соотношением труда и отдыха. И правда, не просто смотришь на то, что происходит на сцене, а становишься частью этого мира, который оживает на глазах. Появляется невольное желание бросить городскую суету и отправиться в деревню, где птички поют, и огурцы на грядке созревают.

С другой стороны, зрители познают иной мистический мир тьмы и ужаса, параллельно существующий с человеческим миром, в стенах старой церкви. Удивительная задумка театра с декорациями: арьерсцена (заднее пространство сцены) становится обиталищем тьмы, а вся настоящая жизнь происходит на первом плане, куда постоянно пытается проникнуть зло. Деревянная конструкция становится некой границей между этими двумя мирами, поэтому зритель оказывается периодически, то в одном, то в другом.

Не изменяя тексту, Федотов сумел во всем колорите показать украинскую хуторскую жизнь с той любовью, с которой Николай Гоголь описывал ее. Режиссер наполнил спектакль талантливейшими актерами, ставшими на два часа настоящими украинцами, говорящими на украинском языке, танцующими и поющими по-украински: запоминающийся образ кабановидного мужлана в исполнении Владимира Ильина, обаятельно энергичный, задиристый, вызывающий безудержный козак, сыгранный Николаем Горбуновым, восторженный с храбрым сердцем молодой козак (Михаил Головков) и, конечно, чудесная София Шустова, которая вызывает все больше интереса своими разнообразными женскими образами, в роли Параски – простая с виду, но внутренне смелая, огненная, горячая женщина, демонстрирующая большой спектр эмоций на протяжении спектакля.

Особого внимания заслуживают два главных героя – Василий Скиданов в роли Хомы Брута, несомненно, заслуживающий звания одного из лучших актеров, овладевший во время творческого пути полярными образами – как юмористическими, так и трагическими. Этим же покоряет зрителей в спектакле «Вий»: ведь на протяжении всего спектакля остальные герои относительно статичные, и только Хома Брут проходит сложный путь перевоплощения, теряет в себе человеческое и живое.

Мария Сигаль в роли Панночки – это мистическая мощь и пугающая сила театра. За пару часов спектакля она успевает примерить три разных образа – горбатой бабули, прекрасной юной девушки с невинной красотой и разъяренной ведьмы, жаждущей мести.

Хома Брут как некий проводник между двумя мирами, как обобщенный образ каждого из нас становится полем битвы для двух явлений – жизни и тьмы. Жизнь – естество во всем своем проявлении: с женскими мягкими руками, с яблоневыми садами, с мужицкими посиделками, с курением трубки, с работой и отдыхом…

Тьма  – это что-то противопоставленное жизни, потустороннее зло, грехи, тайные желания, убийственная женская красота. Здесь режиссер также учитывает  субъективное восприятие самого Гоголя смерти и женской роковой красоты – то, что его больше всего пугало, пугает и нас на протяжении двух часов. Но предел ужаса наступает с концом спектакля, напоминающем настоящее жертвоприношение кровожадной стаей нечисти, наблюдая которое зритель невольно вдавливается в кресло и сжимается в безмолвном шоке от неизбежной пустоты.

Погружаясь не раз в этот материал, «мостовцы» еще порадуют нас интересными открытиями и выведут зрителя на новые вопросы бытия и сверхъестественного.

Очень хочется поблагодарить Сергея Федотова и актеров за особо внимательный подход к литературному материалу, который магическим образом оживает и преобразуется в их руках.  Гоголь без сомнений ваш друг и писатель!

 

Ольга Татаурова