19.01.2023
Доброе утро, психи!
Так начинается знакомство Рэндла Патрика Макмёрфи с «новым домом» в спектакле «Полёт над гнездом кукушки» Пермского театра «У Моста». В основе инсценировки – исходный текст, то есть сам роман Кена Кизи. Действие спектакля разворачивается в серо-зелёных декорациях больничного холла. На сцене зритель видит стеклянные витрины – душ для пациентов и отгороженное помещение для медсестёр, выдающих по утрам лекарства, – а также столик, стулья, инвалидное кресло и часть умывальника с кранами в виде огромного ящика. Через зарешёченные окна проникает зеленоватый свет, а над дверью в палату обращает на себя внимание динамик.
Сюжет спектакля отсылает к мифу об умирающем и воскресающем боге (особенно в его христианской вариации), хотя сам по себе образ Макмёрфи (играет Илья Бабошин), кажется, меньше всего подходит для подобной миссии. Но какие реалии, такой и спаситель. Судьба, проведя через бессчётное число тюремных камер, забрасывает его в психиатрическую клинику для экспертизы. И хотя намёки на события до тюремного заключения должны внушать к нему, по меньшей мере, отвращение, по какой-то причине зритель проникается симпатией к этому персонажу.
Почти сразу выясняется, что в клинике свои законы и свой тиран в виде медсестры мисс Рэтчед (Анастасия Перова), которая не только держит в страхе пациентов, но и может подавить самого доктора Спайвея (Сергей Филькин). Мисс Рэтчед ежедневно проводит с пациентами сеанс групповой терапии, на котором заставляет их говорить о своих болезненных, интимных вещах, естественно, причиняя таким образом им эмоциональную боль. Но что заставляет их послушно подчиняться? Почему бы им не устроить бунт? Страх перед пыткой. Все знают, что в арсенале клиники есть т.н. «электрошоковая терапия». Но даже это не самое страшное перед перспективой пройти через лоботомию. Создаётся аллюзия на чудовищную реальность, где всякое несогласие купируется в зачатке, а любое проявление недовольства может обойтись очень дорого.
Но ещё более удивительно, что пациенты, в основном, находятся в клинике добровольно. И здесь метафора гнезда позволяет провести некоторые аналогии. Эти люди ещё не готовы оторваться от привычного и понятного мира и родиться для свободной жизни. Особенно ярко это иллюстрируют образы Билли Биббита (Виталий Швец) и «Вождя» Бромдена (Денис Иванов). Билли Биббита определила в клинику мама, подруга мисс Рэтчед, то есть буквально оставила в чужом гнезде (что, говорят, свойственно кукушкам), но попытка повзрослеть через инициацию потери девственности заканчивается для этого персонажа трагически. «Вождю», напротив, удаётся вырасти, благодаря влиянию Макмёрфи, причём в его случае это буквальное внутреннее ощущение («Я снова стал большим, как гора»), и он, в конце концов, рождается для мира, а в данном случае – единственный.
Звуковое оформление спектакля добавляет глубину воздействия на зрителя: раздражающее радио, скандальный сигнал тревоги, металлический призвук динамика, через который мисс Рэтчед обращается к пациентам, – всё это дополняет атмосферу психиатрической клиники. Свет выстроен таким образом, что можно отследить смену суток и настроения от утренних гигиенических процедур до вечеринки по случаю проводов Макмёрфи.
Марина Щелканова