21.05.2018
Что за дом притих, погружен во мрак?!
Театр Сергея Федотова «У МОСТА» в Мелихове!
Вечером 23-го мая на фестивале «Мелиховская весна-2018» состоится спектакль, билеты на который были распроданы в первый же день после публикации афиши. На сцену огромной бревенчатой избы, отданной в свое время театру «Чеховская студия» и названной «Театральным двором», выйдут актеры прославленного театра «У МОСТА» из Перми, основателем и художественным руководителем которого является уникальный режиссер Сергей ФЕДОТОВ. Спектакль «Васса» (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ) по пьесе М. Горького, который привез театр на фестиваль, открывает ставшую уже традиционной программу «В гостях у А.П. Чехова». По признанию самого С. Федотова, создавая визуальный ряд своего театрального сочинения, он подсознательно как будто «вписывал» его в интерьер мелиховской избы и мечтал показать спектакль на фестивале. Мечта режиссера и многих сотен поклонников его творчества сбудется 23 мая!
Посмотрев спектакль в конце марта нынешнего года на гастролях Театра «У МОСТА» в Москве, автор этих строк, пожалуй, впервые в своей журналистской жизни не мог найти адекватные слова, чтобы описать это действо. Не знаю, что ждет зрителя в Мелихове, но то, что увидел я, меня потрясло. Федотов погрузил нас со всеми потрохами в удушающую, вязкую, трагическую атмосферу страшного «дома с привидениями», в котором обитает клан Вассы Железновой. Помню, как на одном из фестивалей один из высокопоставленных зрителей сбежал в антракте со спектакля С.Федотова «На дне». Но не потому, что ему не понравилось. Просто он не выдержал страшной атмосферы горьковской ночлежки и чудовищного нервного напряжения! Нечто похожее я испытал и не спектакле «Васса». Но мне вовсе не хотелось убежать. Наоборот: я всеми силами своей души старался впитать те мысли и чувства, который грандиозный режиссер и мыслитель пытается донести до своих современников. Жизнь которых, увы, часто очень похожа на мрачное, обездушенное существование горьковских героев.
Если попытаться проанализировать федотовскую «Вассу» с сугубо театральных позиций, то скажу без преувеличения, что это – высочайшая степень русского психологического театра, особая ступень в познании категории, называемой жизнью человеческого духа. Один выдающийся артист, работавший в составе Экспертного совета фестиваля, увидев «Вассу» лишь на видео, сказал (не ручаюсь за точность цитаты), что это даже не перевоплощение, а поразительное превращение актеров в своих героев. Наверное, в этом есть что-то мистическое. И здесь нет ничего странного и пугающего. Сергей Федотов всегда утверждал, что его театр – мистический!
Не уверен, можно ли назвать то, что делают в этом спектакле уникальные федотовские артисты, игрой. Они просто живут, любят, ненавидят, убивают, вешаются, проклинают друг друга… И все же это – театральная игра высшего порядка, невероятного уровня точности, тонкости и пронзительности. Признаюсь, что порой во время спектакля у меня по спине бегали мурашки…И еще я убедился в том, что Максим Горький абсолютно современен. Это не мистика, а непреложный факт.
Павел Подкладов, театральный критик, журналист