Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

25.03.2024

Что ему сделается? Живёт, да поживает

«Головлёвы» (те самые, которые господа) в Пермском театре «У Моста» – спектакль мистически пронзительный и болезненно проникновенный. Здесь есть место и пугающим призрачным явлениям покойников, и сардоническому смеху совершенно в духе Салтыкова-Щедрина, и психологизму внутрисемейных отношений. Гротескно очерченные герои вдруг оказываются настолько убедительными и живыми, что невольно начинаешь проводить параллели с собственной жизнью, хотя, казалось бы, ни имений на четыре тысячи душ, ни волнений по поводу отмены крепостного права, ни прочих атрибутов девятнадцатого века давно уж и в помине нет. Впрочем, решаем наследные и имущественные дела мы до сих пор часто с конфликтами и вопиющей несправедливостью: такая уж это штука – собственность.

Внешний конфликт спектакля также разворачивается вокруг имущественных дел. Кому какая усадьба достанется, и кто где будет жить? Как поступить со старшим сыном Степаном (Артём Пицык), который промотал уже дом в Москве? Кому передать денежный капитал и передавать ли? Поначалу кажется, что центральным действующим лицом здесь является госпожа Головлёва Арина Петровна (Анастасия Муратова), но очень скоро её вытесняет младший сын Порфирий (Илья Бабошин) по прозвищу Иудушка, подхалим и хитрец, словом – шельма. Вытесняет Порфирий мать не только с главенствующей позиции, но и из собственного дома, вынуждая ехать к среднему сыну Павлу (Алексей Улановский).

Павел хоть и не «ласковое дитя», а мать принимает, и всё бы ничего, да болезнь губит среднего сына, а законным наследником опять же становится Порфирий-Иудушка. Став же владельцем всего и вся, Порфирий готов отнять у матери последний тарантас. Вот она страсть – собирать и аккумулировать собственность! Здесь уж для всей семьи наступают мрачные времена, которые губят одного за другим родственников и провоцируют мать на последнее средство – проклятье. Да, неупокоённые души умерших остаются тут же, в доме, и, как в каком-нибудь готическом замке, периодически являются Порфирию, который единственный может их видеть. А ему что? Да хоть бы хны: мелко перекрестится на иконки, да живёт себе как ни в чём не бывало.

Между тем обращает на себя внимание ещё одна деталь помещичьего образа жизни. Это какая-то убийственная, почти фантастическая беспомощность и непредусмотрительность, непрактичность. Конечно, невозможно не испытывать возмущение при виде решений и действий Иудушки, но проигрывающие деньги Степан и затем сын Иудушки – Владимир (Василий Скиданов) – тоже не вызывают особенного сочувствия. Это понятно, но это их не оправдывает. Как и мать, испытывающая ужас от новости об отмене крепостного права. Тоже вполне объяснимо, но из сегодняшнего дня невозможно смотреть на это без осуждения. Впрочем, из этого следует вполне себе современный вывод о том, что наиболее ценен капитал человеческий, и я сейчас не про тысячи крепостных душ. Но оставим этот внезапный догматизм.

«Головлёвы» до мурашек мистичны, парадоксально актуальны и язвительно смешны. Спектакль ставит почти вызывающие вопросы, которые во многом до сих пор волнуют нас, и вместе с тем для зрителя остаётся пространство для размышлений.

 

Марина Щелканова