13.02.2019
ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ С СЕБЯ
Не перестаю удивляться, возвращаясь к одному из лучших «мостовских» спектаклей – «На дне» по пьесе Максима Горького, где снова и снова обнаруживаю новые важные смыслы, сосредотачивая внимание на том, что оставалось в прошлый раз незамеченным.
Если тогда хотелось говорить о месте человека в обществе и о свободе выбора, независимом от окружающего, угнетенного положения; защищать обиженного, пожалеть опустившегося, то после последнего спектакля не перестаешь думать о внутренней свободе и возможности сохранить человеческое лицо в нечеловеческих условиях, подобно светлому мудрому страннику Луке. Сергей Мельников в этой роли традиционно приковывает все зрительское внимание. Во время антрактов очень часто среди увлеченных восторженных бесед зрителей слышится его фамилия. Талантливый актер с изумительной простотой перевоплощается в разных спектаклях то во вредного мальчишку, то в робкого юношу, то в комичного старика.
«На дне» оказываются люди несвободные внутри. Ни общество, ни социальные условия, ни деспотичность, ни жестокость и грубость мира не способны сломить сильную волевую личность. Чем, в первую очередь, отличается от других по-настоящему свободный человек? Он в ответе за свои слова, поступки и пространство, в котором существует.
В ночлежке-подвале паразитируют падшие люди, неспособные на простые действия – подмести пол, перекладывая обязанность на ближнего. В такой незначительной, казалось бы, бытовой детали отображается истинная сущность человека. Порядок снаружи – свидетельство порядка в мыслях, чувствах и стремлениях. Хаос души Сатина в исполнении Владимира Ильина, например, проникает наружу вместе с бессмысленным бормотанием путанных слов – «органон», «сикамбр», значение которых он забыл, хотя, по его словам, работая телеграфистом, много читал. Отголосками звучит осмысленность, интерес и внимательность к жизни в философских размышлениях пьяного героя.
Также пропивает свой талант Актер (Василий Скиданов), не в состоянии вспомнить строки любимого стихотворения, тем самым теряя душу, но обвиняя в этом алкоголь, а надо бы себя самого. Вместе с Актером беспомощно и жалко выглядит бесхребетный, утративший человеческое достоинство Барон (Валерий Митин), готовый быть объектом насмешек ради выпивки.
На наших глазах катится вниз, теряет работу и спивается убитый горем слесарь Клещ (Ильназ Яруллин), только после смерти жены Анны чувствующий значимость женщины в жизни.
Сначала вызывающий уважение картузник Бубнов в премьерном исполнении Андрея Воробьева умиротворенно, бережно и незаметно шьет возле окна. Несмотря на молчаливость, он удивительным образом привлекает внимание и располагает к себе, вызывая доверие, но позже и этот герой вместе со всеми пропивает честно заработанные деньги.
Невыносимо грустно, вместе с этим, видеть, как туда же затягивает крючника Татарина (Анатолий Медянцев). Так гордо, смело, отчаянно отстаивает он человеческий закон и почитание порядка.
В спектре представленных героев зритель обнаруживает общее разложение, которое неизбежно в условиях, где нет уважения друг к другу и понимания, работы и ответственности, а также любви к своему делу и женщине, наполняющей душу мужчины.
Татаурова Ольга