28.08.2022
Большой и нужный спектакль. Юбилейный «Франкенштейн» в театре «У Моста»
Готический роман Мэри Шелли, написанный в первой четверти XIX столетия, и в XXI веке актуален как никогда. И театр «У Моста» доказывает это своей постановкой, которая в 2022 году отмечает свой юбилей – 10 лет с года премьеры.
Следует оговориться, что роману Шелли крайне повезло с киноадаптациями, коих уже за несколько -цать. И даже если вернуться к ремеслу письма, то существуют целые антологии поэзии, рассказов и новелл, в том числе и на русском языке, которые перемалывают так и эдак ставшие архетипичными образы главных действующих лиц. Однако ставить готический роман на театральных подмостках решаются немногие. Неверующим гугл в помощь. Лично мне на запрос «Спектакль Франкенштейн» поисковик выдал театр «У Моста» и… постановку Королевского национального театра.
Я не знаю, выходят ли актёры Великобритании до сих пор, но пермский зритель вот уже десять лет раз за разом вместе с самым нашим, с самым мистическим театром неподдельно проживает и переживает крайне динамически развивающийся сюжет, который искусно переплетает места, ситуации и, что самое главное, судьбы героев.
Я не могу не остановиться на динамизме постановки. Два часа проносятся со скоростью щелчка пальцев. Помимо технической стороны, связанной с желанием не упустить основные сцены романа-первоисточника, есть ещё и тонкая смысловая задумка. Ведь поток событий перед зрителем является вереницей предсмертной исповеди Виктора Франкенштейна (Дмитрий Мурзаев). Герою надо успеть вспомнить всё и рассказать об этом без утайки. Особенно эффектно это показано в переходе от призрачной серо-сине-зеленоватой сцены на корабле, к трепетному и хрупкому огоньку тепла отчего дома Виктора. Кстати, сцену на корабле в ставшей каноничной киноленте 1931 года просто вырезали. После просмотра постановки «У Моста» очень сомневаюсь, что буду пересматривать конкретно этот фильм.
Во-вторых, меня крайне заинтриговали в постановке, как ни странно, комедийные персонажи. Они ни в коем случае не отрицают трагической основы романтического нового Прометея. Даже наоборот, показывают, заостряют трагедию. Как сказал ещё Гегель: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса». Следить за тем как Федотов из спектакля в спектакль искусно вплетает комическое в канву трагического – это отдельная статья походов в театр «У Моста». Касательно «Франкенштейна» лично мне особенно запали в душу два персонажа. Помощник Игорь в Исполнении Ильи Бабошина, который гротескно повторял за Виктором все его жесты неудачных попыток оживления Монстра, или наивно ласкался к учителю со словами «папа», как бы зеркаля будущие судьбы монстра и его создателя. Также порадовал и герой Генри, сыгранный Василием Скидановым, который, кстати сказать, не менее Виктора равнодушен к университетской науке. Ведь к учебнику он обращается лишь для того, чтобы достать из него… припасённую фляжечку со спиртным! Генри также отвратительна смерть. Он, несмотря на то что поступил изучать медицину, до обмороков боится трупов. Но Генри – не только фарсовый, он и трагичный. Он боится, но принимает смерть как часть человеческой жизни. Поэтому и выглядит более человечным по сравнению со своим другом, который застрял в алхимически-демоническом поиске исцеления мира.
Ну и, конечно же, обойти вниманием фигуру монстра Франкенштейна в роли Александра Шаманова просто невозможно. Под- и надпороговый, обладающий безмерным спектром сверхчеловеческих по своей глубине и громадности чувств. И, одновременно, недавно родившийся, взрослый ребенок, начисто лишённый всяких моральных ориентиров и установок. «Какими Голиафами я зачат – такой большой и такой ненужный?» – в начале века ХХ написал Маяковский. Действительно, в постановке «У Моста» Монстр предстал какой-то фантастической, невозможной, исполинской фигурой, новой жизнью, которая по итогу оказалась никому не нужна. И странная штука. Уже потом, придя домой, очнувшись и обмозговав спектакль, я удивилась этому эффекту игры Шаманова. Он ведь был, если не одного роста с другими актёрами, то не сильно-то выше или ниже. Но как всё преображалось, когда я сидела в зале, поглощённая его игрой. Какой-то неимоверной силой он заполнял собой пространство вдвое его превосходящее, сбивал угол зрения и становился монстром, чуть ли не под два метра в высь и с торсом распахивающимся в ширину примерно на половину театральной площадки.
Ещё одно чудо произошло. А уж большое или маленькое, судите сами, а то я запуталась. Но то, что театр «У Моста» открыл свой 35-й сезон ещё одним чудом – это могу сказать точно. Мистикой погружения в сверхестественные глубины разыгрываемого представления. На небольшое время я опять попала на несколько веков вспять, и будто являясь одним из членов экспедиции корабля, застряла в ледниках. И там услышала удивительную историю Виктора Франкенштейна. А потом капитан корабля мне крикнул: «Домой!». Я ушла домой, но знаю, что это не последнее моё путешествие. Я рискну и вернусь в театр снова.
Мария Лумпова