01.05.2023
Белые голуби среди чёрных грачей
Островский был не только драматургом, он принимал самое активное участие в делах российского театра как режиссёр, педагог и администратор, а иногда и как актёр. Актёры в столицах, а особенно в провинции любили и уважали Александра Николаевича. Он хорошо знал их жизнь, психологию, давал советы, помогал лучше понять персонажей. Многие отмечали уважительное отношение драматурга к артистам. Александром Николаевичем было создано общество, помогавшее работникам театра. Мы должны понимать, что в те времена, актёры были вне общества, а их профессия была чем-то постыдным.
Пьеса «Таланты и поклонники» отражает проблемы той эпохи. «Тогда было время любимцев», – писал драматург. Судьба артиста во многом зависела от богатой публики. Понравившихся продвигали, неугодным не давали хода. Может, времена сейчас и другие, но проблемы всё те же. В спектакле театра «У Моста» развернулся извечный конфликт искусства и денег, богатых и бедных, таланта и «поклонников».
Провинциальная актриса Александра Негина (Анастасия Леднёва) бросает вызов сложившимся порядкам. Не желая быть содержанкой, она пытается добиться всего сама, надеясь на свой талант и любовь публики. Но возможно ли это, когда театром управляют богатые «покровители» представленные нам в лице князя Дулебова (Илья Бабошин)? Карьера отказавшихся от покровительства обречена на провал. Героине предстоит сделать выбор между честью и материальным благополучием.
Постановку пронизывает любовь к творческим людям. Герои пьесы готовы на всё ради искусства, они полны вдохновения, это люди с огнём в глазах. Особенно хочется отметить Мартына Прокофьича (Владимир Ильин), ради театра, продавшего своё имение и посвятившего свою жизнь служению искусству. Мечтатели, люди не от мира сего, и потому такие обаятельные, светлые, «белые голуби в чёрной стае грачей». Однако тяжело остаться чистым, когда система упорно загоняет тебя в рамки коммерческих отношений. Некоторые не выдерживают гнёта, и опускаются. Пример тому – трагик Ераст Громилов (Василий Скиданов). На первый взгляд – персонаж комический, этакий пьяница, несущий околесицу. За ним забавно наблюдать, но, если задуматься, его судьба отражает трагическую участь многих актёров. Погрязший в компромиссах, он пытается залить горе спиртным.
Автор пьесы «Таланты и поклонники» рассуждает о судьбах людей искусства. Можно ли сохранить достоинство и творить, не гоняясь за подачками? Может ли духовное быть в отрыве от материального? Или, наоборот, в этой связи нет ничего зазорного, и материальное служит фундаментом для духовного? В конце концов, чтобы творить, художнику нужны бумага и кисти, музыканту – инструмент, писателю – ручка и блокнот. И всем им ещё и поесть надо. Что же делать людям, когда творчество само по себе дохода почти не приносит? Отказаться от стремления к прекрасному? Или упорствовать и умереть от голода?
Ответов на вопросы постановка не даст. Островский создал комментарий, а не инструкцию. Проблемы будут обозначены, показаны со всех граней, а потом зрителя оставят наедине с собой. Тот, кто увидит спектакль, должен быть готов к долгим размышлениям после просмотра.
Режиссёр спектакля – Владимир Берзин, художник – Владимир Ковальчук. Их подход значительно отличается от привычной нам подачи Сергея Федотова. Весьма необычно увидеть на сцене «У Моста» довольно условные декорации вместо скрупулёзно проработанных интерьеров. Актёры иначе существуют в сценографии, иначе поставлен свет. Прямо сказать, ощущения необычные. Иногда полезно взглянуть на работу разных режиссёров, чтобы отметить достоинства и недостатки обеих сторон.
Как итог, хочется сказать, что модернистский подход к постановке спектакля в данном случае не вызывает вопросов и оправдан, позволяет нам услышать откровенную интонацию автора пьесы «Таланты и поклонники». Актёры словно играют самих себя. Это что-то большее, чем лирическая комедия. Это возможность заглянуть в сердце театра.
Даниил Метель