13.06.2018
Балагуры из ночлежки
Несколько слов о маленьких людях, запахе рогожки и лучка и о том, как пермские актеры изучали ночлежные дома.
24 июня в Вологде на фестивале «Голоса истории» будет показан шедевр выдающегося российского театрального режиссера, заслуженного артиста РФ и заслуженного деятеля искусств РФ СЕРГЕЯ ФЕДОТОВА – основателя и художественного руководителя Пермского Театра «У МОСТА» – спектакль по пьесе Максима Горького «На дне». Многие критики считают, что это даже не спектакль, а настоящее театральное явление, ознаменовавшее собой некую качественно новую ступень в освоении русского психологического ансамблевого театра.
В отличие от большинства современных режиссеров Федотов никогда не осовременивал классику. Его «На дне» выглядит абсолютно «первозданно», так эту пьесу могли играть в начале века и в МХТ, и в Малом театре. Зритель даже чувствует запах рогожки и лучка. Но этот спектакль вовсе не архаичен, это очень живой, современный театр, в котором сошлись воедино высокая трагедия, гротеск, юмор и балагурство.
Обстановка горьковской ночлежки, созданная самим Федотовым, – это вообще особая статья, спектакль в спектакле! Здесь всё не просто придумано, продумано и воссоздано, а выстрадано, прощупано, вымерено, пришито, заштопано, прибито и подкрашено до мелочей заботливыми любящими руками. Это и занавески на нарах, и мощный, уже порядком «поживший» стол, и умывальник с бочкой, и керосиновые лампы, и слесарные инструменты Клеща, и шаткая дверь в опочивальню Васьки Пепла, и хозяйство картузника Бубнова. И, при этом, спектакль Сергея Федотова абсолютно современен и актуален!
Режиссер рассказывает: «Именно в современном мире актеры нашли необходимые образы для персонажей. Посещение пермских ночлежек было обязательной частью работы над ролью. В спектакле использованы натуральные, живые запахи пельменей, рыбы, черного хлеба, водки, лука, растопленного воска, керосиновой лампы. Все по-настоящему. Это помогло нам окунуться очень глубоко в стихию Горького. В качестве декораций в спектакле использованы по-настоящему старые вещи, чтобы максимально передать дух того времени. Все вещи со своей историей, некогда бывшие в обиходе: от столов и шкафов до гармони и рукомойника».
Федотов считает, что людям отбили желание прочитать Горького иначе, чем преподавалось в школе. А он вместе со своими подопечными решил прочитать пьесу более внимательно и обнаружил там бездну интересного и нового. Режиссер говорит: «Для меня самое главное, чтобы мы в своих спектаклях, в том числе, в «На дне», пытались изучить то, что написал автор, внедрялись в самую суть его гениальной пьесы. Только внимательнейшим образом вчитавшись в пьесу, ты понимаешь, какая это глыба! И то, что Горький никакой не пролетарский писатель. И даже наоборот – антикоммунистический! Он в этой пьесе написал про невероятную ценность жизни маленького человека».
Между тем, при всей трагичности существования обитателей ночлежки они до поры-до времени не теряют присутствия духа. Более того, они веселятся, шутят, подкалывают друг друга, словом, ведут себя, как нормальные полноценные и полнокровные люди. По мнению Сергея Федотова, все герои пьесы хотят счастья, забавы, балагурства. И поэтому в спектакле Театра «У МОСТА» много юмора, и зрители часто смеются и аплодируют по ходу действия. «Герои спектакля – не нытики, не депрессивные личности, они бурлят! И поэтому в зале возникает такая энергия. Балагурство, актерство проявляется даже в такой, казалось бы, мрачной фигуре как Сатин» – подчеркивает прославленный режиссер.
Известный театральный критик Марина ТИМАШЕВА говорит о Театре «У МОСТА»: «Поймала себя на том, что обычно можно найти аналог тому или другому, даже хорошему, спектаклю, а театру Федотова «двойников» не подобрать. Ни на кого не похож. Совершенно самостоятельное явление. Уникальное».
Павел Подкладов, театральный критик, журналист