Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

15.06.2019

Анна Рыбакова (Москва). В Пермский «У Моста» я влюблена уже несколько лет...

В Пермский «У Моста» я влюблена уже несколько лет. Впервые увидев постановку по Мартину МакДонаху на сцене ГИТИСа, стараюсь не пропускать гастроли этого неординарного коллектива. Под Новый год даже сделала себе подарок – съездила в Пермь и посмотрела один из спектаклей на «родной» сцене.

В Москве театр Сергея Федотова бывает довольно часто, но попасть на спектакли с каждым разом все сложнее – ведь очень многие, так же как и я, ждут гастролей «У Моста».

Почему так и в чем секрет этого театра? Думаю в том, что постановки «У Моста» неординарны, отмечены многочисленными премиями и дают зрителю не только шквал эмоций, но и возможность раскрыть себя для психологических поисков, заглянуть во внутрь, в собственную душу.

Вот и сейчас, на Летнем фестивале губернских театров «Фабрика Станиславского», у пермского Театра переаншлаг – билеты раскуплены задолго до показа.

И моя театральная копилка пополняется классикой – спектаклем «Головлевы» по произведению Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в версии «У Моста».

Удивительно, что называя себя экспериментальным и мистическим театром, «У Моста» ставит классику не отступая от сюжетной линии, не искажая и не подстраивая историю под «злобу дня». Есть не до конца раскрытые моменты, но они лишь подталкивают к первоисточнику – перечитать, вспомнить.

И в темных декорациях старинной русской усадьбы трагедия вырождающихся господ Головлевых оказывается такой актуальной...

Мы видим столкновение двух миров в котле родственных передряг: властная глава многочисленного семейства Арина Петровна и младший сын – Иудушка – Порфирий Владимирыч – жесткие, холодные, деспотичные, стремящиеся к накоплению, стяжательству, и никчемный отец, никчемные старшие дети, внуки, прожигающие свои жизни и наследство предков.

От равнодушия, лицемерия, манипуляций и, наконец, проклятия становится по-настоящему жутко.

И мистика здесь тоже есть – она в том, как постепенно от сцены к сцене приобретает отвратительный крысиный облик Иудушка (Андрей Воробьев), как падают иконы и слетают семейные портреты, оставляя на стенах когда-то крепкого дома бесприютные дыры окон, как появляются и проходят в немом укоре «серые призраки»" покинувших этот мир родственников.

В какие-то моменты я едва сдерживала рыдания – ощущение невозврата, чувство обреченности, краха жизни господ Головлевых накрывало с головой. Странно, а кто они мне? И ведь все почти неприятные персонажи.

Но вот последняя сцена – все члены семьи вместе, собрались вокруг большого стола и смотрят в зрительный зал.

Могли ли они прожить иную жизнь, если бы не нелюбовь?

 

Анна Рыбакова, Москва