03.03.2020
Александр Вислов о спектакле «Самоубийца» театра «У Моста» на VIII фестивале «CHELoВEK ТЕАТРА» в Челябинске
- Главная »
- Новости »
- 2020 »
- Александр Вислов о спектакле «Самоубийца» театра «У Моста» на VIII фестивале «CHELoВEK ТЕАТРА» в Челябинске
Александр Вислов, театральный критик, театровед, режиссер. Из обсуждения спектакля «Самоубийца» театра «У Моста» на VIII фестивале «CHELoВEK ТЕАТРА» в Челябинске.
Скажу сразу, я не фанат театра «У Моста». А здесь в Челябинске этих фанатов огромное количество. Да и не только в Челябинске, по всей России. Бывал я на разных фестивалях, всегда залы у них битком. А вчера неожиданно были свободные места, оказывается, организаторы фестиваля оставили их для казахского театра, а казахи не приехали.
Моё личное мнение, что у театра «У Моста» бывают разные художественные результаты: бывают фантастически удивительные (как спектакли по МакДонаху), бывают менее фантастически удивительные, а бывают и спорные для меня. И это совершенно нормально. Как раз ненормальной бывает в нашем театральном пространстве такая ситуация, что вот есть режиссер-гений, и что бы он не поставил, априори признается гениальным. Он еще не выпустил спектакль, а его уже называют гениальным. А где же важнейшее право художника, неотъемлемое право – право на ошибку, право на эксперимент, на поиск. Если ты экспериментируешь, значит неизбежно можешь ошибиться. А у нас почему-то этого нет, если режиссер прослыл гением, значит он всегда «гениальный, гениальный, гениальный». И конечно это имеет прямое отношение к размышлениям о стране, о человеке, о театре.
Еще раз повторю, что я не фанат театра «У Моста», но кто же не знает, что единственный режиссер, который в России умеет ставить МакДонаха – это Федотов! И нет ему равных в этом деле. «Идиот» Достоевского, которого пермский театр показывал на прошлом фестивале CHELoВЕК ТЕАТРА, меня как раз убедил меньше. А вчера посмотрев «Самоубийцу», я был абсолютно счастлив, потому что открылась эта великая пьеса, за которую недаром сражались в свое время Мейерхольд со Станиславским. Так вот, сколько я не пересмотрел спектаклей, постановка «Самоубийцы» не удавалось никому и никогда. Говорят, что кто-то слышал, когда-то был замечательный спектакль в челябинском театре им. Цвиллинга режиссера Наума Орлова, где совершенно фантастически играл Мезенцев. Я, увы, этого не видел. Я также слышал от Марины Тимашевой, что на премьере в Студии Театрального Искусства был прекрасный «Самоубийца» Женовача. Но я смотрел спектакль уже далеко после премьеры и он меня не убедил, непонятно зачем и о чем. И я, честно говоря, подумал, что уже никогда не увидеть мне, когда же эта загадка и тайна будет разгадана.
И вот вчера у меня был прекрасный день, я понял, что нет, оказывается, эту загадку разгадать можно. Пермский «Самоубийца» получился! Впервые в моей театральной биографии! Вчера я увидел «Самоубийцу», может быть, не во всём идеального, но в общем, пьеса наконец заиграла, она впервые оказалась не бессмысленной. Потому что порой смотришь спектакль и не понимаешь вообще, какое время, зачем нам показывают этих людей. И обычно это не смешно, и не трогательно. А вчера было и смешно, и трогательно, и жутко, и страшно, и печально. И каким-то невероятным образом, со всей мощной гаммой чувств, которую Николай Робертович в эту пьесу закладывал. И вчера казалось, что вот это очень такая простая штука сыграть Эрдмана. Но повторю, что в моей театральной биографии это никому доселе не удавалось.
Сочетание жалости, насмешки, издевательства и какого-то трагического излома в первую очередь в блестящей работе Валерия Митина в роли Подсекальникова. Замечательная, виртуозная, непредсказуемая игра артиста. Сначала это очень неприятный человек, персонаж, вызывающий даже какое-то чувство брезгливости. Но постепенно мы с ним, проходя эти два с лишним часа, проникаемся все большим и большим к нему сочувствием. Подсекальников, действительно, в конце вырастает почти до символа маленького человека, в своих наглаженных полосатых брюках. Более того, мне кажется, что в какой-то момент я, уж простите меня за пафос, увидел в этом артисте схожесть с великим русским артистом Анатолием Папановым. Может быть это было связано с какой-то особой интересной манерой речи Валерия Митина, но вчера что-то такое промелькнуло в этом персонаже, в этом спектакле.
Всё, что касается вещественной среды, мелочей, на уровне бытовых предметов, даже штанов Подсекальникова подобрано замечательно. Очень часто бывает в спектаклях, что штаны переигрывают, а здесь штаны и артист соединились в мощный художественный образ. По материальной части всё сделано безупречно. И, казалось бы, в спектакле обсуждают далёкие от нас вещи: Маркса, революцию, социализм, но нас сегодня это очень касается. До сих пор не можем понять, что это было: величайшая трагедия или величайшее благо. На все эти размышления наталкивает ваш глубокий спектакль, очень мудрый, очень смешной при этом, с замечательными гэгами и глубокими размышлениями о советском человеке. Хотим мы этого или нет: мы все советские люди. Даже те, кто родился в постсоветское время, тоже советские люди. Поздравляю себя и вас с тем, что я, наконец, впервые увидел замечательное, актуальное, и при этом абсолютно адекватное тексту, прочтение великой пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца».