Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

18.06.2019

А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь «Женитьба»! Пермский театр «У Моста»

Ах, и до чего ж славный спектакль привез в Москву Сергей Павлович Федотов! Задористый, фантасмагористый, гоголевский! Ох, хороша «Женитьба»! Москвичи, чаю откушали с вареньем в летний жаркий денек, да и поспешили увидеть чудо это из Перми привезенное. А как же ж, сам Николай Васильевич Гоголь, каждый раз изволят присутствовать в сим творении творческом. Сидит себе там, в уголку сценическом, невидимый никому, легкая усмешка изгибает губы его, гусиное перо покусывает, задумчиво вглядывается он в зрителя, что за человек к нему пришел, какое поведение у него, как реагирует он, может неинтересно ему, или устарели тексты его. Но зритель хохочет-заливается, а потом плачет, слезы горькие пускает. Понимающий, значит, зритель!

«Женитьба» то – совсем не комедия, а история грустная о счастье, которое было так близко, да упорхнуло из-за нерешительности жениха, да неделикатности всех прочих героев, хотя невеста была спелее яблочка румяного, аппетитнее пышки сдобной, чистый сладкий «рефинат». Вот жизнь какая, метаморфозы ее шибко извилистые. Был жених, но не успели оглянуться, как сплыл, убег самым неподобающим образом. Даже шляпу забыл. Если бы в шляпе был, не так обидно было бы, а так обидно, ой, как обидно и стыдно!

Когда некоторые молодые критики требуют освободить театры от «ярма литературы», Сергей Федотов наоборот впрягается по полной в эту упряжь, аж по два дышла себе на шею вешает, добровольно освобождаться от ярма не желает. И правильно делает! Классика товар ходовой, нетленный, хоть с ног на голову переверни, а интерес будет вызывать всегда. Есть в ней что-то эдакое, глубинно-непостижимое, что цепляет и притягивает. Сергей Федотов, любя-уважая классику, обладает неподражаемым режиссерским стилем, что приводит к невероятным результатам – каждый его спектакль становится резонансным, который активно обсуждают, кто-то начинает любить до беспамятства, кто-то ругает, но главное – нет такого человека, который вышел бы после федотовского спектакля без повышенной температуры.

Сценография и свет – это то, что у Федотова никогда не меняется, фирменные «федотовские константы». Сценография любого его спектакля попадает под определение «бытоподобная». Режиссер заполняет или, правильнее сказать, обживает пространство сцены с истовостью Плюшкина, продумывая даже ничтожные, казалось бы мелочи. Вот и в «Женитьбе» на сцене присутствует груда мебели: кресло, диван, буфет, горка, шкапчик, комод, каждый предмет при этом находится точно на своем месте и роскошно воссоздает атмосферу старорусского жилища 19 века. Верю беспрекословно, что так было в доме у надворного советника Подколесина или у купеческой дочери Агафьи Тихоновны. Вот так же чадили и густо капали стеарином свечи, также поскрипывала входная дверь, за круглым столом коротали вечера за карточным гаданием и опрокидывали стопочку превосходнейшей наливки, а то и чего покрепче. Разве что мыши по полу у Федотова не бегают, и сверчок за печкой не трещит. А так полная реальность другого времени. Театральный свет опять трудится на сцене в поте лица, съедая излишнюю разноцветность, окрашивая пространство приглушенным апельсиновым цветом, при котором из темноты выступают лица гоголевских персонажей, предметы обстановки, и создается поразительный эффект ожившей ретро-фотографии.

Что самое удивительное – каждый раз ловлю себя на мысли, что не узнаю актеров. Какие-то совершенно мистические сверхъестественные перевоплощения. Вроде, ба, знакомые все лица – но как бы и не они вовсе. Василий Скиданов играет Кочкарева? Да не может такого быть, неужели он, не перепутали ли в программке? Андрей Воробьев – Подколесин? Ну да, вроде бы он, вроде бы похож, хотя... Подождите, Агафья Тихоновна – Ирина Молянова? Но... но она же была абсолютно другая в том же «Калеке»... Что происходит с возрастом, как они его стирают – прибавляют? Тут-то дочь купеческая совершенная девочка, хотя и 27 семи лет, и жесты, и скачет по сцене, и губы дует, как капризный ребенок. А с Марией Новиченко что произошло, жердь чтоль проглотила – почему резко задубела и выросла? Сергей Мельников – уже не отброс общества как в «На дне», а вполне себе импозантный кавалер. Чарами какими что ли Федотов с Гоголем когнитивный диссонанс на зрителей напустили? Может актеры к средству Макропулуса перед выходом на сцену прибегают? Чайная ложка – прибавил годков, столовая – убавил. Под Владимиром Ильиным аж прямо сцена прогибалась от веса его Яичницы, настолько тяжеловесным он изобразил своего персонажа. А феерично харизматичный и двуликий Андрей Одинцов, слуга Степан и моряк Жевакин, как распознать их, когда разные совсем люди?

Спектакль по Гоголю не может быть без чертовщинки. Много там ее – смешной и внезапной, хотя может и привиделось мне, крестное знамение дай сотворю, аминь, прости господи, в глазах двоилось, наверное, самовозгорающиеся огни и невесть откуда взявшиеся руки, и люди прямо раз, и на глазах исчезали. Вообще ничего непонятно, то ли играют, то ли взаправду, то ли театр, то ли по-настоящему все происходит. Гоголевский текст вот он, буковка к буковке, а люди – живые, только из другого времени.

Актерские работы чертовски хороши! И если бы губы Андрея Воробьева да приставить к носу Андрея Одинцова, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Сергея Мельникова, да, пожалуй, прибавить к этому еще вкусной дородности Ирины Моляновой, шарма Марии Новиченко, перчика Марины Шиловой и осанистости Владимира Ильина – то будет тогда вам спектакль Сергея Федотова, благословленный Гоголем. В общем, не только МакДонахом жив Пермский театр «У Моста», но и Гоголем любимым, и прочими классиками русскими.

Зачем смотреть «Женитьбу» Пермского театра «У моста»? – Наслаждаться. Наслаждаться атмосферой, интонациями, жестами, мизансценами, костюмами, декорациями. Разбирать по интонациям, жестам, мизансценам, костюмам, декорациям, запоминать, вспоминать, смаковать, смотреть афишу и решать, брать ли срочно билеты в Пермь, или подождать, когда Пермский снова приедет в первопрестольную…

 

Наталья Анисимова 

Столичный Информационный портал