18.03.2018
ГОЛОВЛИАДА
В театре «У Моста» серьезно и сильно заговорили о Боге новым спектаклем «Головлевы». Как же Сергей Павлович был прав во вступительной речи – «запутаем». Так запутали, что даже сам Михаил Салтыков-Щедрин, будучи наблюдателем, нервно покуривал бы в сторонке, разочаровавшись в своей способности запутывать – а как хотелось быть в этом деле лучшим.
Два титана актерской труппы с разным профессиональным опытом, но оба несомненно талантливые – Марина Шилова в роли Арины Петровны Головлевой и Андрей Воробьев в роли Порфирия, младшего сына, буквально несли на себе основную тяжесть этого непростого спектакля. Как в романе, глава семейства Арина Петровна, родительница, «источник жизни», к сожалению, в самом убогом значении слова, продолжает свое существование в младшем сыне Порфирии (он же Иудушка), так и у этих двух актеров произошло энергетическое слияние, благоприятно воздействующее на развитие спектакля.
Если внимательно следить за психологическим расколом главной героини, то можно обнаружить целый спектр способностей Марины Шиловой быть в роли самодурки, единоличной помещицы, беспринципной скандалистки, злой бабы, одним словом, и в роли страдающей от человеческого безразличия матери, нуждающейся в ответном чувстве, предельно растерзанной и обреченной.
Марина Шилова обрела мощь после «Вассы» Максима Горького и покорила окончательно силой своего таланта. «Бриллиант театра» – вот какого звания достойна она. Нет сомнения, что «У Моста» еще взрастит наилучших актеров, тем более здоровых ростков для этого предостаточно.
Смотря в целом на весь актерский состав, не перестаешь удивляться тому, какой особый вкус у Сергея Федотова на талантливых людей. Каждый из них особенно уникальный. Роль каждого, как человеческая кожа, естественно существует с хозяином. Уверена, что у Сергея Павловича есть маленький секрет на этот счет.
Очень хочется отметить Андрея Воробьева и его демонического героя Иудушку, существующего на границе света, который на самом деле мрак, и мрака, который на самом деле свет.
Происходит стирание противоположностей. Одно сменяется другим. Часто неоправданно и безрассудно. Важно отметить, что это единственный герой с двойным именем, и это связано с противоречивой сущностью героя: корысть в горящих глазах резко сменяется горькими слезами раскаяния, родственная искренность – жестокой расчетливостью, безумный крик – сладкой мягкостью, христианский лик – демонической рожей. И все это в одном человеке! И все это одним актером! Конечно, много моментов, заставляющих смеяться (все-таки сатирический писатель), но тут же, сквозь смех, чувствуешь, как немеют плечи, запястья: «Ужас! Это же он собственного брата доводит и мучает! Свою кровиночку».
На протяжении всего действия происходит динамичное изменение героя от послушной овцы, прикрывающейся «искренней» верой и лжелюбовью к матери, до властного деспота – причиной стало получение поместья «Головлево» в собственное распоряжение.
Уместно вспомнить, как реализуется здесь всем известный миф о борьбе отца и сына за власть. В древнегреческом – жестокий бог Кронос, пожирающий собственных детей (деспотичность и чрезмерное давление Арины Петровны становится причиной смерти среднего сына Степана) и сын Зевс, пытающийся вернуть порядок в мир, избавляясь от отца (Порфирий всеми путями добивается «божественного престола»). В христианстве это миф о Люцифере, сыне божьем, посягнувшим на власть отца и наказанном за этот грех ссылкой на Землю. Мифологическое становится бытовым и человеческим в «Головлевых».
И не только Иудушка, кстати, покушается на власть матери, на жизнь матери, каждый из детей Арины Петровны в той или иной степени делают, если не действиями, так словами. Степан (Егор Дроздов) угрожает за спиной матери, Павел (Сергей Мельников) в лицо кричит матери об ее ошибках, поучает ее. Иудушка целеустремленней, наглей, хитрей… У него хватает сил и терпения, чтобы выждать нужное время. А если судить по несоответствию слов и действий, по абсолютной непредсказуемости и чрезмерной назойливости – страшный человек идеи. Любая идея всегда опасна в руках глупцов. Порфирий – глупец, переступает черту, заходит так далеко, что уничтожает целую семью Головлевых и остается в сума сводящем одиночестве.
Ни о какой родственной близости и любви и речи быть не может, потому что в «семье» Головлевых только мечтают о человеческом тепле, но ничего не делают, чтобы приблизиться к свету, уничтожая все самое лучшее друг в друге. Справляемся ли мы с этой страшной силой и выигрываем ли столкновение? Или все-таки наша жизнь есть Головлиада? Выбор, как обычно, «мостовские» спектакли оставляют за тобой.
Татаурова Ольга