15.03.2018
«Сложно говорить»
Выходим после спектакля «Васса» (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ)
11 марта. Встречаюсь с растерянным взглядом знакомой девушки-филолога.
- Ну как тебе?
- Сложно говорить, – тяжело выдыхая, отвечает она, пожимая плечами и вращая также растерянно головой.
Я улыбаюсь в ответ. Понимаю, девушка первый раз в осознанном возрасте посетила спектакль театра «У Моста», а может быть и первый, что еще лучше. Помню до сих пор свои первые впечатления после «Дракулы» в тринадцать лет. Это была любовь с первого взгляда. Позже вернулась жить в Пермь, пробовала посещать другие театры, контакта не произошло. Так я вернулась к завораживающему творению Сергея Федотова и дай бог навсегда. Думаю, многие меня поймут, как это – отдать сердце единственному театру, не отрицая ничего иного, но и не обнаруживая ничего подходящего для собственного существа.
«Сложно говорить…» – это особое чувство, с которым остаются зрители после каждого спектакля: избыток счастья и радости, наполняющий светом от головы до ног, предельная обреченность и тоска, от которой теряешь способность передвигаться в пространстве. Магическое ощущение еще долгое время не покидает человека, даже если ты ушел из стен театра, возвращаешься в привычный ход событий, но подсознание бережно сохраняет энергетический посыл, который когда-нибудь выльется во что-то непременно светлое и важное – к слову, о миссии театра «У Моста». Сколько слов сказано и написано за несколько десятков лет… Этот живой эмоциональный поток будет литься и литься, потому что сама жизнь бесконечно меняющаяся, меняется человек, меняется его взгляд на жизнь, а эти изменения и есть источник существования всего окружающего.
«Васса» – еще один сильнейший и стоящий спектакль театра. Плохих и слабых у театра нет. Так сложилось, что мне не приходилось бывать на таких. А для общей оценки каждого спектакля у меня есть особый прибор, помогающий мне в этом – сердце. Почему не получилось со всеми остальными театрами? Я ничего не выносила из многих других спектаклей иных театров. Бывали и такие случаи, что в бьющемся органе оставалась незаполненная пустота, а в голове крутилась неприятная мысль: «зачем потратила время на бесполезность?» Театр «У Моста» в данном случае является постоянным источником вдохновения, полноты бытия и простого счастья. Не переоцениваю по личному отношению. Говорю с предельной искренностью.
Всегда странно вычленять один наиболее запомнившийся яркий образ или наиболее полюбившегося актера, потому что все всегда на своем месте. В «Вассе» гармоничный подбор актеров, каждый из которых, как обычно, поразил своей многогранностью (особенно, если есть, с чем сравнивать и сопоставлять). Многогранность свойственна не только актерам, а спектаклям, театру, художественному методу – сам режиссер, его личность многогранна, поэтому и создается полнота картины.
Вроде бы «пьеса о матери», мать – это святое существо, грехи которого спишутся на том свете, но «умостовская» Васса – это не только безграничная забота и любовь, направленная на сохранение разрушающегося целого, это страшная сила, далеко не справедливая, пугающая и подчиняющая, внушающая страх. Шилова Марина безупречна в этой роли – это обобщенное мнение, не только личное, прислушивалась к разговорам людей в гардеробной очереди после спектакля и слышала восторженные отзывы по поводу главной роли: «какой внушительный голос!», «вот это сила энергии!» и др.
Неоднозначное отношение складывается ко всем героям: красавица Людмила (Новиченко Мария), из-за внутреннего естественного зова причиняющая боль мужу-калеке, всем своим существом стремящаяся к свободе (и ругаешь ее мысленно, и оправдываешь в ту же минуту). А какой трепет внутри образуется во время ее монолога про сад, когда видишь свечение бледного лица, глаза, наполненные невыносимой тоской! Несчастного калеку тоже жалко, больше всех и всего, но периодами создается впечатление, что он эгоцентр, требующий внимания, любви, но ничего не дающий взамен, провоцирующий на грубость.
Если так каждого глубже копнуть в этом доме, то много противоречий можно обнаружить, и все же весь дом Вассы со всеми вместе взятыми – это одна большая трагедия не одной семьи, а многих, где забывают о самой главной скрепляющей ценности любой семьи – любовь.
На протяжении всего спектакля происходит напряженная борьба в сердце каждого из героев: жизнь или идея. Жизнь – это любовь к ближнему, безусловное принятие, понимание, сочувствие, сад, честный труд, человеческое счастье, близость к природе, а идея – это власть, жажда денег, подчинение, сохранение лжечести; все это требует жертв в качестве человеческих жизней, психологического и морального уничтожения человека и его достоинства. Жизнь и идея граничат на протяжении всего спектакля, жизнь и идея существуют нераздельно рядом с нами в течение жизни, поэтому и «сложно говорить».
Татаурова Ольга