01.03.2018
«Здесь – несчастные все...»
Мы знаем Максима Горького, как советского писателя, разделявшего интересы социал-демократов, писавшего на темы, которые, так или иначе, затрагивали проблему классовой борьбы. Об этом повествует и известная пьеса «Васса Железнова» 1935 года. Однако в 1910 году писателя интересовали иные проблемы.
Они выражены в первом, наименее известном варианте драмы «Васса Железнова». Этим вариантом заинтересовался Пермский театр «У Моста». И уже в конце января 2018 года зрители могли увидеть в репертуаре эту драму, поставленную в стиле мистического театра Федотова: не отходя от авторского оригинала, но самобытно, интересно.
Зрителей особенно впечатлила актриса Марина Шилова, исполняющая главную роль. Она великолепно поняла и передала характер железной леди, бизнесвумэн начала 20 века. По сюжету пьесы Васса очень сильно печется о своем финансовом состоянии. Именно деньги, а не проблемы детей или здоровье мужа волнуют Железнову больше всего. Она уже давно разочаровалась в своих детях: все они «дураки», они не хотят трудиться, разоряют Вассу, они инфантильны. Потому женщина все обязанности взваливает на свои плечи и считает самым важным сохранить бизнес. В погоне за деньгами она готова на многое: убить дитя, отравить родственника, довести горничную до самоубийства, отправить собственного сына в монастырь.
«…нет здесь злых. Здесь – несчастные все... и потому несчастные, что не могут ничего любить...», – именно так говорит об этой семье Людмила, невестка Вассы. Она понимает, что не может Железнова жить иначе, как не могут и дети ее, не видевшие любви. Лишь о богатстве думают и Наташа с Семеном. Даже смерть дяди вызывает у них только радость, потому что умер наследник и теперь его часть достанется им. Павел, «кривобокий», хромой на одну половину тела, безумно зол и сам себе отвратителен. Он мечтает о любви, о человеческом внимании, искал это в матери, ищет в жене, но не находит и из-за этого сходит с ума. Он умен, понимает все козни матери, однако его духовная слабость сковывает движения сильнее, чем телесный недуг.
Действие пьесы освежает приезд старшей дочери Анны, которая кажется зрителю в первые минуты появления на сцене лучиком света, она другая, добрая, ради любви к офицеру она отказалась от доли в наследстве... И все-таки что-то роднит мать и дочь. Это что-то пересиливает. Зрители скоро понимают, что любовь Анны прошла, что она не только изменяет, но и ждет смерти супруга, что она приехала в родной дом, потому что жаждет вернуть себе свою долю в наследстве. Она – дитя своего семейства.
В этой семье никто не понимает друг друга, у каждого свои цели, каждый гнет свою линию. В некоторых сценах появляется чеховская отрешенность героев, словно каждый заперт в собственном мире. Однако герои Горького прагматики и ради выгоды временами готовы слушать друг друга (а иногда и подслушивать).
Кульминацией пьесы становится весть о смерти дяди, после которой зрители понимают, что Васса «расправилась» со всеми родственниками. Теперь героиню начинают посещать страшные мысли, она видит призраков прошлого, ощущает угрызения совести. Сейчас она вспоминает, что зарабатывала деньги ради счастья семьи, а сама погубила семью ради денег. Она просит Анну и Людмилу любить ее хоть немножко, она раскаивается, но прошлое нельзя вернуть.
Анастасия Ткаченко