Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

21.02.2018

Русская версия запада Ирландии Мартина МакДонаха

Спектакли «Женитьба» и «Калека с Инишмана» (театр «У Моста» на сцене «An Taibhdhearc»)

В прошедшие выходные театр «AnTaibhdhearc» принимал на своей сцене ведущий российский театральный коллектив – театр «У Моста» из г. Перми, который представил два спектакля: «Женитьба» по Н. Гоголю и «Калека с Инишмана» по М.МакДонаху.

Это как раз тот тип международного театра, который мы обычно видим здесь только во время проведения фестиваля, хотя в последние годы даже Международный Фестиваль Искусств в Голуэй при составлении программы зарубежных участников предпочитает спектакли именно на английском языке. Говоря о языке, можно сказать, что было крайне необычно слышать преобладание русской речи в фойе театра «AnTaibhdhearc» перед началом спектакля, где по случаю в большом количестве собралась русская община города.

Пьеса Гоголя «Женитьба», написанная в 1834 году, повествует о комических похождениях четырех женихов, соперничающих в борьбе за руку молодой девушки Агафьи (в исполнении Екатерины Пономаревой). Женихи – это нерешительный Подколесин (Илья Бабошин), грубоватый отставной морской офицер Жевакин (Вячеслав Леурдо), щеголь Анучкин (Сергей Мельников) и конторский служащий Яичница (Владимир Ильин). Находится в динамике большую часть действия энергичный Кочкарев (Василий Скиданов), который хочет женить на Агафье своего друга Подколесина. 

Пьеса часто исполняется как фарс, однако режиссер Сергей Федотов наполнил ее сверхъестественным: ящики комода открываются и закрываются без посторонней помощи, свечи то сами зажигаются, то потухают, а Кочкарев на столько плутовской дух, насколько и лукавый смертный. Проницательная игра ансамбля в совокупности с атмосферным светом и звуком (включая музыку), создали поистине приятный вечер.

На следующий день «У Моста» переместился на Аранские острова в постановке «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха. Время действия – 1934 год. Голливудский режиссер Роберт Флаэрти приезжает на Инишмор, чтобы снять фильм «Человек из Арана». На острове Инишман никто так не взволнован от этой новостью, как «калека» Билли Клэйвен, жаждущий вырваться от сплетен, нищеты, скуки, судачества и жестокости соседей. Фантазии Билли о съемках в кино вызывают бурное веселье у островитян. Однако вскоре они поражены новостью о том, что ему удалось пробраться на Инишмор и получить приглашение в Голливуд.

Версия Федотова не сильно отклонена от оригинала, хотя его постановка предполагает, что макдонаховские персонажи могли бы чувствовать себя как дома, как в степи, так и на западе Ирландии. Среди перебранок и враждебности между островитянами Федотов акцентирует внимание на тех моментах доброты, которые действуют как спасительная благодать при их постоянной жестокости. Как и в «Женитьбе», здесь на протяжении всего спектакля наблюдается прекрасная актерская игра. Это и яркий образ Калеки Билли, в исполнении Василия Скиданова, его грубых, но в тоже время любящих тетушек Кейт и Эйлен (Марина Шилова и Екатерина Пономарева), вздорной Чумы-Хелен (Мария Новиченко), доктора (Вячеслав Леурдо) и сплетника Джоннипатинмайка (Илья Бабошин).

Обе постановки заканчиваются поразительными визуальными картинами / неожиданными сценами, которые приподнимают персонажей из их мирской обстановки на более символический уровень. В «Женитьбе» Подколесин и Агафья стоят будто у алтаря, но в то же время отдалены друг от друга. Кочкарев находится в стороне. Гаснет свет, и единственное, что остается – дым от его сигареты. В «Калеке» – это сцена, где Билли идет рука об руку с Хелен, еле волоча ноги. Спустя несколько минут наступает завершающая сцена спектакля: Билли один на сцене, на него направлена проекция фильма «Человек из Арана».

Поскольку Голуэй уже готовится к 2020 году, будем надеяться, что у нас появится больше возможности видеть такие театральные коллективы, как театр «У Моста». 

Чарли МакБрайд

Galway Advertiser