16.02.2018
Русский взгляд на «Калеку с Инишмана»
Ведущий российский театральный коллектив «Театр «У Моста» в эти выходные выступит в театре «An Taibhdhearc»
Олеся Егорова о показе спектакля «Калека с Инишмана» по Мартину МакДонаху театра «У Моста» на сцене театра «Триявик».
ОДИН из ведущих театральных коллективов России, театр «У Моста», на этой неделе в субботу представит спектакль «Женитьба» по Н.Гоголю и в воскресенье – «Калека с Инишмана» по М.МакДонаху на сцене театра «Триявик». Оба спектакля будут показаны на русском языке с английскими субтитрами.
Театр «У Моста» находится в г. Пермь, на Урале. Театр был основан в 1988 году Сергеем Федотовым, который также является и его художественным руководителем. Первоначально свое имя театр получил благодаря соседству с Камским мостом, однако со временем оно стало своеобразным брендом, выражающим художественную концепцию.
Постановки Федотова являются мостом между реальным и сверхъестественным, бытовым и мистическим, сознательным и бессознательным; в них всегда присутствует элемент таинственности, когда сверхъестественные силы вмешиваются в действие. Это выражает особый взгляд режиссера на театр, на природу человека, на взаимоотношения между внутренним «Я» и внешним миром, судьбой, властью над человеком неких сверхсил. Собственную эстетику театр выражает слоганом: «У Моста» – Мистический Театр, в котором все реально, и Театр Реальный, где все Мистика». Мистика в данном случае становится метафорой художественного метода, целью которого является поиск способов воплощения на сцене глубинного, незримого, относящегося к сфере человеческого подсознания.
Одной поразительной особенностью работы театра «У Моста» является то, что здесь не ограничиваются постановкой одной пьесы автора, а чаще всего возникают циклы. Такой подход позволяет досконально проникнуть в самую суть авторского мира.
Широкая известность театра началась именно с цикла постановок по Гоголю, в которых исследовалось мистическое мироощущение, присущее автору. Чаще всего пьесы Гоголя ставят или как комедию или сатиру, однако постановки Федотова доказали, что в каждом произведении Гоголя есть черт. В «Женитьбе» все герои существуют в фантастическом мире, подчиненном власти дьявола, который проявляется в образе коварного Кочкарева.
Театр «У Моста» поставил все восемь пьес Мартина МакДонаха, став первооткрывателем данного автора для российской аудитории. Театр провел два Международных Фестиваля Мартина МакДонаха, в 2014 и 2016 г.г., на которых были представлены постановки ряда европейских театров. Театр «У Моста» широко гастролирует и был удостоен ГРАН-ПРИ на многочисленных международных фестивалях. В 2010 году спектакль «Калека с Инишмана» театра «У Моста» стал Лауреатом престижной российской премии «ЗОЛОТАЯ МАСКА», а также получил специальную премию Жюри.
Сейчас зрителю Голуэй посчастливиться стать свидетелем ирландского дебюта этого замечательного театрального коллектива, который представит спектакли в рамках Фестиваля Русской Культуры в Ирландии. Первым покажут спектакль «Женитьба» по Н.Гоголю. Вместо бытовой комедии, которую обычно представляют, «У Моста» представит фантасмагорию с чудесами, невероятной логикой и неожиданными поступками.
В центре сюжета – ожесточенное соперничество среди женихов сомнительной невесты, однако в центре всего действия – Кочкарев, человек, создающий на сцене дьявольские вещи. Призрачные видения на сцене пугают и завораживают, а гоголевский мистицизм соединяется с темой одиночества и беззащитности человека перед жизнью, перед вечными ее искусами и противоречиями.
Особый интерес у местных театралов, учитывая ссылки по запросу «Мартин МакДонах Голуэй», вызывает постановка «Калека с Инишмана». Это очень смешная черная комедия. Действие спектакля разворачивается на фоне фильма «Человек из Арана» Роберта Флаэрти. В 1930-х годах жители острова Инишман с радостью узнают, что на остров Инишмор прибыла съемочная группа из Голливуда. «Калека» Билли Клэйвэн, жаждущий вырваться от сплетен, нищеты и скуки острова Инишман, борется за роль в фильме и, к всеобщему удивлению, ему выпадает такой шанс. В «Калеке с Инишмана» наблюдается, как эксцентричные персонажи повествуют о своих жизнях с точностью до дюйма, в то время как всего лишь один молодой человек пытается понять смысл того, кто он есть на самом деле.
В пьесе умело используется документальная работа Роберта Флаэрти. Флаэрти создает фильм, идеализируя образ жизни островитян как «близкий к природе», однако сами островитяне рассматривают съемочную группу, как возможное спасение от ненавистной рутины своего существования.
В спектакле «Калека с Инишмана» театра «У Моста» Федотов представляет совершенно иного, не жестокого, МакДонаха, и открывает всю лирическую глубину его историй. Пермскому режиссеру удалось воссоздать уникальную природу юмора МакДонаха, раскрыть всю энергию комизма, позволив актерам создать своих персонажей, как истинно «чудаковатых людишек», скрывая за своей странностью ожесточенную и отчаянную борьбу с реальностью и всеми ее политическими и историческими катастрофами.
Секрет такого успеха кроется в синтезе мистического театра Сергея Федотова с парадоксом и логикой, характерной МакДонаху. Слово «парадокс», повторяемое режиссером относительно МакДонаха, на самом деле является его собственным художественным методом, применимым не только к стилю исполнения спектакля, но и к процессу работы с актерами. Сценарии МакДонаха предполагают наличие оригинального художественного мира, в центре которого находятся странные персонажи. Все мысли МакДонаха сосредоточены на них, а также на абсурдном противоречии их мировоззрения. Стилистика театра «У Моста», построенная на работе с психофизикой и энергией актера, идеально подходит для изучения языка МакДонаха.
На прошлой неделе, до приезда театра «У Моста» в «Триявик», помощник художественного руководителя Олеся Егорова прибыла в Голуэй и побеседовала со мной (здесь я хотел бы выразить признательность переводчику из Голуэй Людмиле Снигиревой за помощь в проведении интервью).
Олеся рассказала, насколько все из театральной труппы радостно взволнованы от того, что привезут постановку МакДонаха в Голуэй, а затем поделилась, почему второй спектакль для гастролей был выбран именно по пьесе Гоголя: «Основная идея Сергея Федотова – это показать мистическую составляющую в спектаклях, которые мы ставим. Когда мы думали о гастролях в Ирландию, то ключевым моментом при выборе «Женитьбы» стала возможность показать связь между Гоголем и МакДонахом, их общим юмором, мистическими нитями и качеством гротеска».
Что привлекает театр «У Моста» в работах МакДонаха? «Впервые Сергей Федотов увидел спектакль «Сиротливый Запад» в Праге. Затем он перевел пьесу на русский язык и поставил ее. МакДонах стал очень популярным по всей России, а театр «У Моста» продолжал ставить все его пьесы. Шесть лет назад Сергей Федотов впервые побывал в Ирландии. Я посетила эту страну год назад. Для нас обоих Ирландия – как второй дом. Мы чувствуем сильную связь между Ирландией и Пермью, городом, который находится на Урале. Это абсолютное четкое чувство единения двух стран. Это часть нашего страстного увлечения работами МакДонаха».
Олеся рассказала мне о театре и о Федотове, как о режиссере. «Сергей Федотов следует классической русской системе взаимодействия со своими актерами, т.е. системе, которая была впервые разработана Михаилом Чеховым и Ежи Гротовским. Каждая постановка театра «У Моста» представляет собой эмоциональное путешествие; подсознательное восприятие мира передается от актера аудитории. Это мост, который соединяет два мира нашей жизни: мир, в котором находимся мы, и потусторонний мир, с которым взаимодействуют они. Каждый год театр выпускает 5-6 мировых премьер, выезжает в фестивальные поездки по 10-12 раз. Это наш первый визит в Ирландию и, надеюсь, не последний!»
Чарли МакБрайд
Galway Advertiser