12.02.2018
Васса
Под занавес уходящего 2017 года, в самом конце декабря, в театре «У Моста» дали долгожданную премьеру еще одной пьесы Максима Горького – Сергей Федотов поставил «Вассу Железнову», причем в ее первой, ранней редакции. Эта пьеса была написана автором в 1910 году и имела подзаголовок «Мать».
Вообще тема сложных взаимоотношений внутри семьи, когда за внешним благополучием скрываются взаимная ненависть ближайших родственников, вероломные интриги и кровавые тайны, часто присутствует в постановках театра «У Моста» – вспомним хотя бы «Сиротливый Запад» и «Красавицу из Линэна» по Мартину МакДонаху.
В «Вассе Железновой» сюжет строится вокруг матери семейства, которая, в ожидании скорой смерти мужа, пытается сохранить нажитое состояние. Охотников до денег много – и у каждого свои цели и планы, идущие вразрез с намерениями Вассы удержать капитал в семье. Борьба за наследство в разгаре – и Вассе приходится проявить всю силу своего железного характера, чтобы не выпустить нажитое благосостояние из рук. Страсти накаляются, вынуждая одних героев демонстрировать тщательно скрываемые до сих пор неприглядные качества своей натуры, других – выплескивать наружу самые сокровенные переживания.
Надо сказать, что Федотов, как всегда, мастерски выстраивает постановку, создавая на сцене невероятно целостный и сильный по эмоциональному накалу спектакль. Каждая деталь, даже самая незначительная, несет свою нагрузку, создавая определенную атмосферу. Свет, звук – все продумано до мельчайших нюансов. И, конечно, гениально подобран актерский ансамбль во главе с великолепной Мариной Шиловой – Вассой Железновой: это как раз тот случай, где нет маленьких ролей, ибо все актеры играют с потрясающей отдачей и искренностью.
Сергей Федотов показывает нам героев Горького многогранно, как бы выискивая «человека» в каждом, даже самом отрицательном персонаже. При этом режиссер никогда не отступает от классического текста пьесы, погружая персонажей именно в ту эпоху, в какой они описаны автором. И в горьковских героях словно проступает какой-то второй план, и зритель не столько понимает разумом, сколько ощущает всей кожей ту щемящую тоску по любви, которой так жаждут и не могут получить и дети Вассы, и, в конечном итоге – она сама: «Вы меня – любите... немножко. Человек ведь я…»
Представляя перед премьерой спектакль «Васса Железнова», Сергей Федотов говорил: «Мы не осовремениваем классику». Однако, если не понимать это буквально, уникальность этого режиссера как раз в том и состоит, что ему удается делать классику – будь то Горький, Чехов или Достоевский – понятной и интересной современному зрителю. Поэтому с большим нетерпением ждем обещанную Сергеем Федотовым премьеру по еще одному классическому произведению русской литературы – «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.
Ирина Малютина
Журнал «Особая»