26.01.2018
Классика театра
Театр «У Моста» в декабре показал пермским зрителям премьеру спектакля по пьесе Максима Горького «Васса Железнова».
Однако Сергей Федотов решил обратиться не к традиционной, знакомой многим еще со школы редакции пьесы. На сцене пермского театра воплотили первый вариант произведения Горького – больше рассказывающий о человеческих взаимоотношениях в период застоя, чем в период революции.
Спектакль «Васса Железнова» театра «У Моста» отличается удивительной целостностью. Здесь воедино слились текст Горького, созданная режиссером и артистами атмосфера, изумительный по силе актерский ансамбль, сценография, звук, свет…
«НЕБЛАГОПОЛУЧНО В ЭТОМ ДОМЕ...»
Этими словами характеризует атмосферу усадьбы Серебряковых Елена Андреевна из чеховского «Дяди Вани». Пьеса была написана Антоном Павловичем в 1896 году, когда все более острыми становились вопросы семьи – распада привычного уклада, непримиримого конфликта поколений. Спустя 14 лет, в конце августа 1910 года, Максим Горький отправил одному из редакторов журнала «Современник» заметку: «Написал пьесу о матери». Речь шла о «Вассе Железновой», которую позже, в 1933 году, Максим Горький почти полностью переделал. И именно этими тремя словами – «Неблагополучно в этом доме...» – можно охарактеризовать все, происходящее на сцене в новой постановке театра «У Моста».
Первый вариант пьесы «Васса Железнова» – о событиях, происходящих внутри дома Железновых, на первый взгляд – крепкой купеческой семьи. Отправная точка пьесы – болезнь и умирание отца семейства, двигатель сюжета – борьба за наследство. Ведет сквозь шторм семейных катаклизмов: ссор, стычек, измен и ревности своей твердой рукой этот корабль, с которого, словно крысы, пытаются бежать сыновья со своей частью родительских денег, Васса Железнова.
Тема дележа наследства, столь популярная у российских писателей – к ней обращались и сам Горький в «Последних», и Салтыков–Щедрин в «Смерти Пазухина» и «Господах Головлевых», и Островский, и Лесков – нигде не звучит так жестоко и жестко, как в «Вассе Железновой». Здесь нет положительных героев, у всех свои «скелеты в шкафу»: у кого-то – выведенные едва заметной пунктирной линией, у кого-то – буквально «вываливающиеся» на сцену.
Фактически трое детей «гнезда Железновых» – Анна, Семен и Павел – лебедь, рак и щука, тянущие повозку в разные стороны и раздирающие дом Железновых на части. И удерживает его единым только материнская воля – железный кулак самой Вассы. Вассы, которая, чтоб защитить своих детей, практически ежесекундно предает их.
ПО КЛАССИЧЕСКОМУ ВАРИАНТУ
Сергей Федотов в постановке «Вассы Железновой» не отступает от своего главного принципа – не переносить классику в современность, не изменять ее. Он идет буквально по тексту Максима Горького, следуя даже его ремаркам и примечаниям – «слева на сцене стоит рабочий стол Вассы».
– Сейчас большинство театров классику осовременивают, занимаются постмодернизмом. Переносят место и время действия, меняют персонажей, кромсают текст, искажают смысл. Мы всегда досконально изучаем авторский текст. Очень бережно воспроизводим именно ту эпоху, которую описывает автор, – говорит сам Сергей Федотов. – «Васса Железнова» – это второе обращение театра к творчеству Максима Горького. Здесь уже идет постановка пьесы «На дне», невероятно актуальный и популярный спектакль. Горький – гениальный драматург, который очень тонко чувствует людей, их взаимоотношения и переживания.
Действительно, отказ от осовременивания, более того – возвращение к первому варианту пьесы – дает зрителю почувствовать практически каждую Горьковскую – чаще всего очень горькую – интонацию. Увидеть не только поверхностный смысл диалогов, которыми обмениваются родственники, – но его второе, третье дно, которые раскрываются дальше, в сюжетных ходах.
В «Вассе Железновой» Сергея Федотова очень сложно вычленить какие-то отдельные «режиссерские находки» – этот абсолютно классический по сути своей спектакль – единое целое, сотканное из пространства, света, цвета, звука, актерской игры. В каждой детали Сергей Федотов «доныривает» до максимальной глубины и достоверности, играет не только с привычным электрическим освещением, но и со светом свечей, максимально использует пространство сцены для создания двух-, трех-, четырехслойных картин происходящего.
ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С АКТЕРА
Пожалуй, самое удачное из режиссерских решений Сергея Федотова в этом спектакле – подбор актеров. Здесь, в «Вассе Железновой» в ее первой редакции, в принципе нет «проходных ролей» – каждая из них пронизана трагизмом, каждая продумана, за каждой своеобразный шлейф загадок и душевных терзаний.
В первую очередь стоит сказать, конечно, об игре Марины Шиловой (Васса Железнова). Безусловно, этой актрисе нужны «большие роли» – как мать, сильная и яркая женщина, готовая пойти против всего мира, чтобы защитить «свое». Ее Васса – это огромный спектр эмоций, абсолютно преображающийся образ – она демонстрирует зрителю и нежность, и отчаяние, и боль, и жестокость с одинаковой глубиной, нанизывая свои эмоции как бусины на твердые стержни горьковского текста и федотовской режиссуры.
Очень удачная находка – Семен в исполнении Егора Дроздова. Дроздов идеально вписывается в эту роль – порывистый, смешливый, на первый взгляд привлекательный и яркий молодой человек, вроде удачно женатый, вроде привлекательный и на фоне брата-калеки вполне успешный. Он залихватски играет эту молодцеватость, успешность, яркость – и постепенно словно «блекнет» к концу спектакля, понимая, что не видать ему независимости и он останется под пятой матери. Дроздов, перевоплощаясь в своего персонажа, очень четко показывает образ человека, называемого современными психологами «кидалт», взрослым ребенком. Взрослого человека, так и не переросшего подростковые бунты и жестокость, не научившегося нести ответственность за себя и свои поступки, притом ропщущего против тех, кто на себя эту ответственность берет.
Еще один яркий и, безусловно, удачный образ – Павел, сына Вассы, ставший в детстве калекой. Интригами матери его удалось женить на красавице Людмиле (Мария Новиченко), дочери управляющего Вассы, но жена не любит его, изменяет, ей противны сами прикосновения мужа. С одной стороны Павел – глубоко несчастный человек, и первая реакция, которую он вызывает у зрителя, – жалость. С другой стороны – автор своих несчастий чаще всего он сам, ибо несет миру исключительно неприятие и агрессию, видит у других лишь отвращение к своей инвалидности, лишь ненависть – и другие начинают отвечать ему тем же, чего он от них ждет: отвращением и ненавистью. Павел не может переступить через себя, попросить, проявить нежность, хотя сам жаждет этой нежности как воздуха – он готов брать что-то только силой.
Такие персонажи – не только у главных героев. Здесь «двойное» дно показывают все без исключения персонажи. Сергей Федотов возвращает на пермскую сцену классический, честный русский психологический театр. В его «Вассе Железновой» нет загадок и интриг, она – про течение жизни и ожидание смерти. И эта кажущаяся простота происходящего заставляет актеров играть спектакль на пределе, с осознанием, как важна каждая мелочь – не только реплика, но интонация, жест, мимика, громкость сказанного и даже паузы между словами… А сам режиссер расставляет труппу «У Моста» в этой постановке как гроссмейстер фигуры в партии – точно зная, кто и на каком месте должен находиться, благодаря кому он поставит шах и мат смотрящему спектакль зрителю.
Анастасия Петрова
Газета «DEЛОВОЙ INТЕРЕС»