Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

28.12.2017

ВАССА – этот аккорд останется в памяти

Во время путешествия Максима Горького по Америке в 1906 году, он написал роман «Мать», в котором отразились идеи «богостроительства», литературного евангелизма. А осенью 1910 года он закончил работу над пьесой, она вышла отдельной книгой с подзаголовками «Мать», «Сцены» в издательстве И.П. Ладыжникова, Берлин.

Позднее появился заголовок «Васса Железнова».

В 1935 году Горький написал ее «второй» вариант, где под партийным давлением обострил тему классовой борьбы. Первый вариант пьесы «Васса Железнова» был включен во все собрания сочинений Максима Горького, но на сценах советского театра  первый вариант не был известен. А второй вариант стал классикой советской сцены.

Но вот пришли иные времена. Сегодня идет стремительная переоценка ценностей, причем, признаемся, в сторону упрощения. Корысть является целью, смыслом существования, деньги определяют общественный статус человека. И вот об этом написал Горький еще тогда – сто лет назад. Мало что изменилось сегодня. Все чувства, страсти и переживания участников трагедии нам понятны.

Сюжет основывается на  противоречиях внутри одной семьи, борьбой за наследство. Васса Железнова выступает в первую очередь как мать и глава семьи, которая при больном муже должна позаботиться о своих детях и распределении обширного наследства.

«Я – всему кровь. Дети – это мои руки, а внуки – пальцы. Запомни это!»

Но у  детей совсем иные планы. Сын хочет забрать деньги, дочь – уехать, еще один — изъять капитал. И никто не хочет продолжить дело родителей многие годы в тяжкой конкуренции поднимавших и развивавших его.

«Мое дело – в моих руках. И никто мне помешать не может, и застращать меня ничем нельзя».

А каждый мечтает только о деньгах и о том, когда можно будет, наконец, вырваться из цепких материнских объятий.

«Вы меня – любите... немножко. Человек ведь я…»

Все, кто окружают Вассу, способны только  разрушать – она же пытается что-то делать и  всеми силами бьется за спасение целостности дома. И это все она делает только ради них: семьи, детей. Недаром ее фамилия ЖЕЛЕЗНОВА – железная дама...

Васса готова преодолеть любые препятствия судьбы: подделать завещание, угрожать, решиться на убийство (хотя и чужими руками), совершить противозаконные поступки, понимая, что по-другому нельзя.

 «В мировом репертуаре нет более сложной и противоречивой женской роли, требующей от актрисы зрелого мастерства и расцвета профессиональной формы».

Грамотно и профессионально сыграли свои роли актеры. И мы все в зрительном зале не ощущали различия между главными и второстепенными ролями. Как известно, «нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Все актеры в полной мере ярко продемонстрировали свой талант на сцене: не только сама Васса, а с ней Анна, Павел, Семен, Людмила, Наталья, но и Прохор, Михайло Васильев, служанка Липа и Дунечка.

Надо отметить, что истинной примадонной театра «У Моста» является Марина Шилова, яркого трагического накала актриса – ей по плечу все... И роль Вассы Железновой тому пример – у героини Шиловой сантименты не затмевают разум – она не тот человек, который выпустит из рук нажитые миллионы. Все это закалило ее характер. Она как генерал, распоряжающийся всеми подвластными судьбами.

«Сыном своим вы готовы землю копать, как лопатой, лишь бы денег добыть...»–бросает ей в лицо обвинение младший сын Павел.

А Васса уверена: в мире все имеет свою цену.  И она готова без зазрения совести отправить незадавшегося Павла в монастырь, оставив при себе невестку и дочь:

«Не удались сыновья – внуками жить буду... Сад-то и не пропадет. Забегают в нем детишки ваши, ласковые зверьки».

Бывает так, что актер хороший, но роль будто не его – резонирует возраст, внешность, голос, и все эти несовпадения отвлекают, вызывают конфликт в зрителе, случается недоверие. Но это как раз не тот случай. Здесь все настолько органично вписались, что просто удивляешься.

Смотришь на Семена – Егора Дроздова и видишь – да это тот самый Семен, задуманный Горьким и воплощенный Федотовым – все в нем именно такое, какое необходимо, и веришь каждому его движению.

Анна – Виктория Проскурина оказалась достойной своей матери Вассы и актрисы Марины Шиловой и сыграла с ней в тандеме очень тонко, полностью раскрыв свой образ, не оставаясь в тени властной матери.

Хотелось бы отметить Наталью – жену Семена, которую сыграла Алевтина Боровская. Ее реплики, внешнее сходство, мимика стали сильнейшей разрядкой в этой драме. И, несмотря на то, что ее герой не является основным в пьесе – ее появления, и очередного неподдельного испуга ли, возмущения ли – ждешь постоянно.

Это была последняя премьера в 2017 году. Долгожданная классика, где актеры полностью раскрылись так, как когда-то влюбили в себя в «Идиоте», в «Женитьбе», в «Зойкиной квартире», да и во многих других. Очень яркий аккорд уходящего года, от которого едва не рвутся струны. Сильная сторона этого театра – реализм, чтобы вот так – как было когда-то задумано автором, чтобы была правда в воплощении – и это дорогого стоит.

 

Александр Стабровский, Виталий Призюк

Журнал «National Business»