Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

18.12.2017

«У Моста»: инфернальный аншлаг

Пермский театр «У Моста» побывал в Новосибирске с четырьмя гастрольными спектаклями, собрал аншлаг и пообещал вернуться.

В этот раз «У Моста» познакомил новосибирцев со своей интерпретацией «Панночки» Нины Садур, «На дне» Максима Горького, а также двумя пьесами знаменитого современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха: «Безрукий из Спокэна» и «Палачи». 

Главная отличительная особенность спектаклей Федотова в том, что жизнь местных персонажей очень осязаема, выпукла. Почему зритель верит тому, что происходит на сцене? Потому что на сцене происходит жизнь. Герои в прямом смысле проживают в своих историях, и ты видишь каждого персонажа как бы в перспективе – вот такой он был вчера, таким он будет сегодня, а таким – завтра. Так изменяется, например, Хома Брут – глуповатый и заносчивый недоучка, верующий в «науку» и презирающий всякие чудеса, – он будет вынужден совсем скоро трансформироваться во что-то иное. И, может быть, в принципе уйдет из этого мира. 

Текст Нины Садур, конечно, слегка отличается от оригинальной мистической повести Гоголя – в первую очередь, за счет расстановки акцентов. А режиссер Сергей Федотов буквально создал на основе пьесы портал в иное измерение, – из которого может вдруг цапнуть тебя холодная конечность мертвяка, а над рядами к финалу просквозит тревожный холодок нежити. Так просквозит, что волосы на загривке сами собой приподнимутся – и особенно это почувствуют зрители, которые смотрят спектакль по вечерам. 

Параллельный мир проникает в зрителя постепенно, через реалистичность деталей: если уж Хома умывается из кадки, то в ней – настоящая вода, ночь разбавляет стрекот цикад, в лампе светится живой огонек, и свечи горят в руках и перед иконами. 

Пьяная веселая украинская вечерка с малорусским говорком, горилкой и полным ощущением летней ночи постепенно превращается в полусон-полуявь. Не поминай лихо, пока оно тихо: страшные сказки сами придут за тобой, сгребут коготками и утащат в самое посмертие. Не даром зрители кричат от страха на этом спектакле – Федотов знает, что такое саспенс. И, мастерски усыпив внимание, со всего маху бьет по нервам в самый неожиданный момент. 

Панночка (Мария Новиченко) – с одной стороны, странненькая, даже некрасивая хозяйская дочка, после собственной смерти буквально становится королевой Ада. Рыжая, она распускает косу и взлетает над зрительными рядами на своей домовине. Зрелище завораживающее и ужасающее одновременно: что-то вроде гипноза. 

Также гипнотизирует зрителя и пространство лондонского паба, жизнь в котором начинается задолго до начала представления «Палачей»: пока гости рассаживаются, на сцене, как будто в окошке параллельного мира, наливают и пьют, пенится пиво, работает барменша. 

В «Палачах» Мартина МакДонаха (ирландца, рожденного в Лондоне) дождь льется, кажется, прямо тебе за шиворот. Федотов создает полную иллюзию погружения в лондонскую жизнь – и даже в кружках посетителей (вроде бы) настоящее пиво. Зритель сам сидит в этом самом пабе и послушно пьянеет вместе с его завсегдатаями, наблюдая через стеклянную витрину, как мимо идут случайные прохожие. 

На сцене театра «У Моста» с документальной точностью воспроизведен интерьер английского паба реальной исторической фигуры – палача Гарри. На барной стойке тоже никакая не бутафория – настоящие и самые разнообразные бутылки алкоголя. Что характерно, даже барное оборудование по розливу пива – и то действует. Что уж тогда говорить об актерах? 

В «Палачах» Федотов предоставляет зрителю полное право примерить на себя самого роль этого самого палача: не читавшие пьесу до последнего жеста будут уверены, что тот, кто выглядит «зловеще», скорей всего, таков и есть. Жестокость, как основа современного общества, поровну распределяется на обитателей паба и всех, сидящих в зале. Впрочем, и сочувствия к человеку (такому несуразному и страшно смешному), – здесь тоже с избытком

Вообще же, Гоголь и МакДонах прекрасно сосуществуют в театре «У Моста» именно по причине своего (ярко выраженного в пьесах) интереса к скрытым особенностям человеческой личности. Ведь, по сути, где-то глубоко внутри каждого человека и находится этот самый вход в параллельное измерение – населенное чертями, ведьмами и прочими палачами. Главное вовремя его обнаружить и… закрыть самим собой.

 

Светлана Фролова

Портал «Один дома»