Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

23.11.2017

Бомба замедленного действия

Театр «У МОСТА» привез на гастроли в Москву спектакль по последней по времени пьесе знаменитого Мартина МакДонаха «Палачи» в постановке своего худрука Сергея Федотова Сергей Федотов. Признаюсь, что обозначение жанра «мрачная комедия» заставило поначалу содрогнуться. В памяти всплыли разбитые черепа, убитая кочергой старушка, отрезанная рука и прочие «прелести» прежних пьес оскароносного ирландца. Которые, замечу, почему-то вовсе не отторгались душой, а наоборот – привлекали своей загадочностью и тонким, странным, не лежащим на поверхности юмором. То же самое произошло и в этом спектакле. Казалось бы, куда уж жутче: в туманном и дождливом Альбионе живут добропорядочные, солидные обыватели, держат пабы, в которые ходят постоянные столь же добропорядочные соотечественники, любящие пропустить лишнюю кружечку пивка или стаканчик виски – особенно «за счет заведения». А в свободное от основной работы время владельцы этих заведений подрабатывают… палачами, причем, страшно этим гордятся, считая, что тем самым верой и правдой служат королеве. 

Главный герой Гарри уверен, что столь разные сферы деятельности делают его жизнь насыщенной и своеобразной. Кроме того, он слывет остроумцем, может в среде выпивох своего паба ввернуть пару-тройку удачных шуток. В том числе, про дураков-французов, которые выдумали гильотину. Одно мучает Гарри: он никак не может переплюнуть своего конкурента – Альберта Пьерпойнта – тоже владельца паба и коллегу по «висельной профессии», изрядно преуспевшего в этой сфере. Герои веселятся, спорят, ругаются, напиваются. И вдруг в их гармоничный мир врывается огромный длинноволосый и бородатый субъект со зловещей «лошадиной» улыбкой, не предвещающей ничего хорошего. Он тоже мастак пошутить и постебаться, но явно вынашивает какой-то тайный умысел. Этому «весельчаку», в конце концов, тоже придётся висеть в петле. Вот такой занятный сюжетец, такая детективная мрачная комедия, главные герои которой напоминают, если не тарантиновских «бесславных ублюдков», то каких-то убогих гоголевских «свиных рыл». 

Но вдруг «посредине этого разгула» тебе в сердце заползает страшная тоска, и ты понимаешь, что пьеса Мартина МакДонаха и спектакль Сергея Федотова – вовсе не про этих обывателей-недоумков. Они – про то, что обесценивается жизнь человека. Что люди, как на матче боксеров, всерьез обсуждают, кто из плачей повесил больше жертв! Этим людям ничего не стоит набросить петлю на шею какому-то невинному, но подозрительному парню, а потом и задушить его. И переживать они будут вовсе не об убийстве (поделом этому праздно шатающемуся гаеру!), а о том, что их могут застукать за этим занятием. 

Сергей Федотов, поначалу лукаво развлекая публику «приколами» и словоблудием персонажей, исподволь сгущает адскую атмосферу происходящего, доводя ее до такой степени, что тебе уже становится трудно дышать. И ты понимаешь, что эта бомба замедленного действия непременно должна взорваться, в противном случае может разорваться твое сердце! Но, при этом, на сцене нет крови, персонажи не вращают глазами, не рвут рубахи на груди, не орут благим матом. Напротив, повторюсь: здесь все внешне благополучно и добропорядочно. Более того, режиссер намеренно выстраивает статичные мизансцены и даже ограничивает актеров в средствах пластического выражения эмоций. А та самая невыносимая атмосфера создается за счет внутренней энергии, мощного энергетического поля, которое ты ощущаешь только каким-то шестым чувством. 

Как всегда, выше всяких похвал – работа Сергея Федотова с артистами. Позволю себе вернуться к тому, что писал когда-то о других спектаклях Театра «У МОСТА»: при скрупулезнейшей простройке каждой роли, выверенности взглядов и жестов, ты здесь ощущаешь полную творческую свободу всех артистов, благодаря чему каждая роль становится заметной и значимой. И, при этом, кажется, что роли даются всем исполнителям очень легко, как бы играючи. Сколько уж лет дружу с Сергеем, а до сих пор не могу понять, за счет чего в его спектаклях достигается эта актерская простота и кажущаяся легкость!? Ведь при всей абсурдности и даже некоторой чернушности сюжета ты видишь, насколько артисты естественны и, как говорят на театре, органичны. Наверное, Федотов обладает не только каким-то уникальными профессиональными качествами, но и, как опытный гуру, умеет «обратить в свою веру» тех, кому привалило счастье работать в его театре. Поразительна сценография спектакля, в которой продумана каждая деталь, каждая фотография, каждая кружка в пабе. И опять приходится снять шляпу: но теперь уже перед художником-постановщиком Сергеем Федотовым.  На этом надо бы и закончить этот и без того пространный пост. Но все же не могу не сказать хотя бы по одному доброму слову в адрес моих любимцев – пермских актеров. Во-первых, низкий поклон прекрасным дамам – Анастасии Перовой и Алевтине Боровской, превратившихся, как по мановению волшебной палочки, из милых моему сердцу сестер Прозоровых в озабоченную английскую маму и её юную чуточку малахольную дочку. Еще раз убедился в мощной актерской харизме и энергетике Владимира Ильина, сыгравшего главную роль. Лев Орешкин потряс какой-то трагикомической беззаботностью и безалаберностью своего несчастного героя. Егор Дроздов удивил зловещей непредсказуемостью полицейского, в котором явно читаются бандитские черты. Жалок, унизителен и очень типичен герой Андрея Воробьева в роли подельника палача Гарри. Очень смешны в небольших ролях постоянных обитателей паба Андрей Козлов, Илья Бабошин и Сергей Мельников. Замечательно сыграл своего пронырливого, внешне простецкого, но «себе на уме», газетчика Василий Скиданов. Страшен и по-настоящему опасен Александр Шаманов в роли второго палача Пьррпойнта. 

Как всегда, о каждом хотелось бы написать побольше. Но законы фэйсбуковского жанра неумолимы. Поэтому скажу в финале лишь то, что Театр «У МОСТА», его худрук и потрясающие артисты меня в очередной раз порадовали и поразили. Верной дорогой идете, товарищи! 

Павел Подкладов, театральный критик, журналист