Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

03.10.2017

«Мандат» как пропуск в будущее

Наверняка далеко не все ценители Пермского театра «У Моста» знают, что самой первой постановкой театра Сергея Федотова стал спектакль «Мандат», впервые показанный 7 октября 1988 года. И сегодня, почти 30 лет спустя, «Мандат» снова с успехом ставится на сцене театра «У Моста».

«Мандат» – сатирическая комедия, написанная советским драматургом Николаем Эрдманом в 1924 году (поставлена на сцене в 1925 г.), герои которой пытаются приспособиться к новой жизни в советской России в эпоху НЭПа. Слава пьесы была громкой, но недолгой – вскоре она была запрещена.

Однако если не знать историю создания пьесы, то, увидев ее в наши дни на сцене, можно подумать, что автор написал ее буквально несколько месяцев назад, намеренно перенеся действие в эпоху НЭПа, чтобы сходство с некоторыми современными ситуациями и типажами не было столь очевидным. Комические, порой доходящие до абсурда перипетии, в которые попадают герои пьесы, желающие любыми средствами вписаться в новое социалистическое общество, словно зеркало отражают определенные грани человеческого характера, особенно явно проявляющиеся в эпоху экономических кризисов и реформ.  

Злободневность «Мандата» подчеркивается и потрясающей игрой актеров, создающих на сцене живые, хорошо узнаваемые образы. Примечательно, что по сюжету здесь нет положительных героев, но все же некоторые персонажи вызывают определенное сочувствие. Например, мать Гулячкина Надежда Петровна, готовая пойти на все, лишь бы обеспечить счастье своим детям. Сам Павел Гулячкин производит впечатление человека не сильно далекого (этакий нэпманский вариант Хлестакова «без царя в голове»), но когда он кричит, что «со своим мандатом всю Россию перестреляет», то поневоле содрогаешься – а сколько таких «гулячкиных» в свое время жило в нашей многострадальной России? Увы, история показала, что их было немало. А сколько таких «гулячкиных» живет сегодня среди нас? А если они получат настоящий «мандат», то каких дел они сумеют натворить? И как бы в подтверждение этих мыслей, в одном из эпизодов пьесы из сундука, в котором, по словам героев, находится все, что осталось от России, выскакивает нелепый, оборванный, грязный и жалкий жилец Гулячкиных Иван Иванович...

Но «Мандат» – это прежде всего комедия, и зритель успеет вволю насмеяться за те  два с половиной часа, которые идет спектакль. Неожиданный финал, казалось бы, все расставляет на свои места, но все же...  

«Мандат» в постановке Сергея Федотова в свое время стал для только что родившегося театра «У Моста» своеобразным пропуском в яркую и насыщенную жизнь. И тот факт, что в Юбилейный 30-й сезон «Мандат» снова идет в театре с аншлагом, весьма символичен. Несомненно, впереди у ставшего теперь знаменитым пермского театра еще немало новых творческих свершений и ярких событий!