Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

27.09.2017

«У Моста»: между явью и навью

Пермский театр «У Моста» впервые приехал с гастролями в Новосибирск. И так сибирякам понравился, что обещал вернуться уже в декабре.

Билеты на спектакль «Череп из Коннемары» разошлись влет: в Новосибирске любят драматурга МакДонаха примерно так же, как пермского режиссера Сергея Федотова. Поэтому на показе зал «Старого дома» был забит под завязку – не уместившиеся стояли и сидели в проходах. 

Где корни этой любви? Вероятно, они прочно закреплены в специфическом черном юморе англо-ирландского драматурга. А сибиряки очень хорошо этот вид юмора распознают и понимают – условия жизни потому что, и климат подходящий. 

Существующие на границе между жизнью и смертью герои МакДонаха, пьют, много говорят, совершают абсурдные поступки, и пытаются разобраться в том, что же такое смысл жизни. Правда, так как персонажи почти все время нетрезвы, с последним вопросом мало что получается. Зато на выходе обычно хороший, жизненный и, как ни странно – легкий, как перышко, спектакль. 

За это спасибо, в главную очередь, режиссеру: Сергей Федотов первым в российском театральном мире открыл пьесы ирландского драматурга. И сразу попал в яблочко – с тех пор постановки Федотова предсказуемо собирают аншлаги по всей России и щедрый урожай призов. Скажем, уже все в курсе, что в новосибирском «Старом доме» с успехом идут два его спектакля – «Сиротливый запад» и «Калека с острова Инишмаан». А скоро выйдет и третий. Правда, на этот раз на повестке дня «Господа Головлевы». 

Что же такое делает режиссер со своими актерами, что они на пару часов буквально превращаются в совершенно других людей? Причем, перевоплощение настолько очевидное, что зритель забывает обо всем на свете и тоже погружается в новую, только что созданную, почти мультипликационную параллельную реальность. 

Интересно, что реальность эта никакая не «осовремененная». Нет никаких модных прыжков во времени и пространстве. Зато есть буквально проросший из текста живой мир – который дышит ровно столько, сколько идет спектакль. Возможно, поэтому театр «У Моста» и называют первым мистическим – есть во всем этом что-то пограничное, сродни гипнозу. Помните, огненную реку Смородину и Калинов мост? Похоже, именно для того, чтобы посидеть около этого моста и приходят зрители пермского театра. А речка эта, как известно, отделяет мир живых от мира мертвых. 

В этом смысле интересна сценография спектакля «Череп из Коннемары»: только один черный занавес делит пространство сцены на «живое и «не живое» – кладбище и быт. Похоже, занавеска такая тонкая, что пространства эти в итоге взаимопроникают, и давно вполне бы могли слиться в одно. Но только вот хоть и тонка шторина, но все-таки она есть.  

Герои «Черепа» существуют в таком полумраке-полусне. И может быть, характеры их намеренно гротескно очерчены, но перед нами совсем не карикатура на человека, а глубоко психологически проработанный образ. Как будто вязнут эти люди во всепоглощающем кладбище. Сопротивление бесполезно: и сколько ни кроши полусгнившие кости молотком, меньше их почему-то не становится. Но если не концентрироваться на кладбище, можно обнаружить, что в этом мире есть еще, например, аквапарк… 

П.С. Уже 11 декабря на сцене «Старого дома» покажут «На дне» Горького. А спектакль «Панночка» (да, это Гоголь в версии Нины Садур), который также будет идти в Новосибирске 12 декабря – существует на сцене «У Моста» уже около тридцати лет. Именно этот спектакль стал для театра символом и визитной карточкой. После него пермский театр и назвали мистическим. 

Светлана Фролова 

Портал «Один Дома», Новосибирск