Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

27.09.2017

Карл Маркс или Вечер в Копенгагене

Спектакль «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана для театра «У Моста» знаковый. Именно с этой постановки 29 лет назад началась его история. Почему именно сейчас этот сюжет о временах сложных и неоднозначных для нашей страны режиссер вновь возрождает на сцене театра? Чтобы ответить на эти вопросы стоит довериться Сергею Павловичу Федотову, актерам и полностью погрузиться в завораживающее действо…

Возрождение «Мандата» сегодня – это удивительная возможность вернуться в постреволюционную эпоху,  оказавшись в небольшой советской коммуналке, где, среди добротных деревянных комодов и пыльных книг, разворачивается интригующая, комичная и одновременно глубокая история.

Легко и гармонично в пьесе сочетается легковесность тонкого юмора и трагизм ленинской эпохи. За комичностью сцен скрывается пронзительная картина жизни людей, еще недавно принадлежащих к столь разным сословиям – дворянство, рабоче-крестьянский люд, разночинцы и неграмотная прислуга. Теперь все они волею свершившейся октябрьской революции стали называться «советские люди»,  сами не понимая, кто они и как им теперь жить и вести себя. Они трудно и порой тщетно пытаются приспособиться к новому жизненному укладу, и  многие из них тайно стремятся возродить прошлое, пусть лишь в своих фантазиях. В каждой шуткеслышатся не просто нотки печального сожаления о прошлой жизни, но  глубокий трагизм  жизненного катаклизма,  в  водовороте которого оказалась постреволюционная  Россия. Мотив тайны, сокрытой на дне старого чемодана, окрашивает классическую бытовую пьесу, придавая ей совершенно новое, особенное звучание.

Действие разворачивается в скромной комнатушке так называемой «советской коммунальной квартиры», где в тесном соседстве оказались расселены представители разных сословий  прошлой дореволюционной жизни – дворяне, чернь, рабочие…Их вынужденное соседство как бы символизирует  всю страну тех лет, когда  бок о бок вынуждены были взаимодействовать и дружно «строить коммунизм» еще недавние фрейлины, извозчики, «белые» офицеры, купцы, помещики и их крестьяне! От достоверно воссозданного на сцене интерьера советской коммуналкитак и веет своеобразным уютом сталинской эпохи. Все убранство квартиры составляют деревянные шкафчики на конических ножках, низкие кресла, овальный журнальный столик, множество старинных рукописей и черно-белых фотографий. Главным же украшением коммунальной комнатушки служит картина с портретом Карла Маркса, на оборотной стороне которого живописное полотно «Вечер в Копенгагене». Картину владельцы переворачивали в зависимости от подходящего к изображению обстоятельства. И это также весьма символично. Все участники той эпохи вынуждены были жить двойными стандартами, маскируя свое истинное лицо и «гримируясь» под жесткие реалии времени. Сюжет с примеркой платья, принадлежащего «высочайшей особе императорского двора» на прислугу Настю (в прекрасном исполнении А.Боровской) как бы символизирует попытку «черни» примерить на себя «одеяние власти». Что из этого получилось для России и потомков – предмет для обсуждения историками и философами. Пьеса лишь заставляет обратить  наши мысли на эту сложнейшую тему.

Актеры театра «У Моста» предстают в пьесе «Мандат» невероятно человечными и живыми, а их стремления и мечты такими понятными и близкими каждому из нас. Они проживают на сцене настоящий, динамичный конфликт столкновения иллюзий человека с реалиями жизни.

Реальные судьбы людей, навсегда оставшихся на страницах истории России, возрождаются на сцене, оставляя в легком оцепенении каждого зрителя, в котором еще живет память ленинских лет.

Александра Северюхина