22.06.2017
Судеб сплетения
Постановка «Три сестры» по пьесе А. Чехова – история о перипетиях судеб трех сестер, мечтающих обрести простое и тихое женское счастье. Взращивая в сердцах наивную мечту о Москве как символе детских безмятежных грез, они взрослеют, не успевая порой осознать все реалии настоящей жизни.
Потрясающий по силе воздействия на зрителя спектакль, поставленный в театре «У Моста», воплотил в себе всю правду и глубину жизни. Любовь и дружба, вопросы морали и чести, философские размышления о смысле жизни слились воедино, воссоздав действительно захватывающую, динамичную картину. Сергей Федотов, с присущим ему талантом, перемежающимся с мистическим озарением, показал зрителю пьесу в сложном драматическом жанре, избежав излишней тяжеловесности и трагизма.
Пьеса и в наши дни не утратила свою актуальность, ведь ее главный мотив – одиночество в толпе, даже среди любящих людей, и сложный поиск родственной души – как нельзя более близок современным людям, живущим в огромных мегаполисах, где все разобщены. Во все времена люди стремились в Москву, в надежде на то, что именно там они обретут себя, найдут родную душу.
Первое, что привлекает взгляд, – удивительно богатое убранство сценической обстановки, с поразительной точностью передающей колорит эпохи на рубеже 19 и 20 столетий. В комнатах, где разворачивается действие, зритель видит старинные винтажные кресла, обшитые белоснежной тканью, стол с резными ножками, на котором стоят расписные вазы с цветами. Свечи в старинных канделябрах, книги, с пожелтевшими от времени страницами, черно-белые фотографии на стенах погружают зрителя в воспоминания о России начала прошлого столетия.
Несомненная удача режиссера – решение по прорисовке сцены в перспективе трех пространств и расположение мизансцен – все это создает иллюзию панорамы и некой безграничности. Мизансцены, несущие особую смысловую нагрузку, происходят на переднем плане. Однако пространство второго плана никогда не пустует, оно живое: то и дело суетится няня, подготавливая стол к приему гостей, наигрывает на гитаре Тузенбах, а за окном, в саду, качает коляску новоиспеченный отец Прозоров.
Несмотря на сложное переплетение судеб, зритель не упускает важные, связующие события нити благодаря правдоподобной актерской игре. Она настолько реалистична, что в какой-то момент приходит осознание, что перед нами настоящие персонажи пьесы А. Чехова, остающиеся таковыми в каждом своем жесте, фразе и взгляде…
Постановка примечательна световыми и звуковыми эффектами, разнообразными сценическими компонентами: днем это теплый свет и трели птиц, ночью же – таинственный полумрак, в котором зажигаются свечи, а в печи догорают поленья, отбрасывая тени на лица героев и делая сцену по-настоящему мистической. Тишину нарушают лишь едва уловимый шепот героев и ночные звуки природы: стрекот сверчков, завывание ветра за окном.
Сцена городского пожара, являющаяся важным и даже переломным моментом в пьесе, символизирует крах надежд и обличает людскую сущность. Благодаря тонким акустическим и музыкальным включениям, она представляется зрителю очень реалистичной. Крики людей, лай собак и детский плач заставляют по-настоящему сопереживать героям. На протяжении всего спектакля действию аккомпанирует музыка. Пронзительные мелодии сопровождают наиболее откровенные и лиричные монологи героев.
Достоверные и красочные костюмы героев подчеркивают колорит эпохи, а их подбор обогащает образы трех сестер, обнажая их характерные черты. На спектакль я шла с волнением и трепетом, понимая, как сложно воплотить произведение русского классика, не исказив при этом многоплановой глубины высочайшего философского смысла. И спектакль оправдал мои ожидания, подарив при этом новые грани осмысления произведения Чехова, полюбившегося мне, как и многим другим поклонникам великого классика.
Александра Северюхина
Журнал и портал «National Business»