18.06.2017
«Мы становимся добрее...». Елена Чижмина о спектакле «Череп из Коннемары»
Елена Чижмина (Elena Chizhmina) о спектакле «Череп из Коннемары». Режиссер Сергей Федотов. Театр «У Моста» Пермь, Россия
«Мы становимся добрее...»
Смерть наряду с любовью, свободой и смыслом жизни является постоянной категорией, разрабатываемой искусством. Поэтому не случайно, что в двух постановках, представленных на 7-м международном фестивале «LUDI», есть разговор о ней, неминуемой. Это болгарский моноспектакль «Все на столе» и мрачная комедия Пермского театра «Череп из Коннемары».
И в одном, и в другом случае авторы произведений – Чарльз Буковски и Мартин МакДонах – не стоят навытяжку перед Той, что подводит итог всякой жизни и не позволяет с собой шутить. Если в спектакле «Все на столе» смерть отца развязывает язык сыну, то у МакДонаха смерть вообще мало уважается. Судите сами. Герой – Мик Дауд, могильщик, не только людей закапывает, но и раскапывает, когда проходит 7 лет и требуется освободить место для новых «поселенцев». По-словам режиссера спектакля Сергея Федотова, это реально существующая ситуация в одном из районов Ирландии.
Мистический театр ставит реалистическую пьесу? Герои – очень обыкновенные люди, каждый со своими недостатками. Такие маленькие, порочные, легко проникающие в душу. Согласитесь, если герой непогрешимый и великий, словно памятник, его очень трудно поместить в сердце. А тут – могильщик, которого жители маленького городка подозревают в убийстве собственной жены, потому что нраву он драчливого. Мик очень страдает, не смиряясь ни со смертью любимой женщины, ни с напраслиной, на него возводимой.
В раскапывании костей Мику должен помочь придурковатый парень, один из братьев Хенлан. Другой брат, полицейский, обязан присмотреть за всем процессом.
Автор пьесы на протяжении всего действия водит зрителя за нос. Мик отвечает шуткой на вопрос старой соседки о том, как он поступает с выкопанными костями – дробит их. В третьей сцене оказывается, что это не шутка: Мик и его помощник, пьяные в стельку, на протяжении всей сцены дробят кости молотками.
Недалекий, обидчивый Мартин, оказывается, еще тот фрукт: может устроить драку с девушками, набедокурить в школе.
Мик, подшучивающий над всеми персонажами, становится серьезным только, когда дело касается его умершей жены. Заподозрив парня в краже костей своей жены из гроба, он расправляется с ним. Зрители понимают, что молодой Мартин убит. Но через некоторое время окровавленный парень вновь появляется и объясняет, что это было «вождение в нетрезвом виде». Страдальцу вдобавок достается от собственного брата, которого полуживой Мартин разоблачает в стремлении сделать карьеру за счет ложного обвинения Мика. Сплошные перевертыши! Мартин – собирательный образ тупого обывателя, принимающего на веру любые небылицы. И тем не менее, он оказывается самым симпатичным из всех: не побоялся пойти против брата-полицейского, защищая Мика от сфабрикованного обвинения.
Сергей Федотов – режиссер, открывший для российского зрителя пьесы МакДонаха сетует, что некоторые режиссеры выпячивают жестокость в постановках по МакДонаху. На самом деле драматург пишет про человека, Душу, про любовь. Жесткие ситуации врачуют, вскрывая «нарыв». «В итоге мы становимся добрее», – утверждает Сергей Федотов, художественный руководитель Пермского театра «У Моста».
Так что же с реализмом? Мне кажется, в пьесе «Череп из Коннемары» разговор идет о призрачности всего, что вокруг существует: устоявшиеся мнения и представления рассыпаются в прах, как и останки умерших, как и сама человеческая жизнь.
Слово «мистика» означает тайное, скрытое. Пермскому театру удалось разгадать тайну МакДонаха.
Елена Чижмина, журналист, драматург