04.05.2017
«У Моста» в Тбилиси
Пермский мистический театр «У Моста» приехал на гастроли в Тбилиси впервые, но предпосылки возникали уже давно. Происходили кармические встречи с грузинами, от которых оставались самые благоприятные впечатления. Грузия в жизни этого коллектива и их художественного руководителя Сергея Федотова появилась задолго до того, как они ее увидели лично. Сергей Федотов сам рассказал об этом перед премьерой спектакля «Калека с Инишмана» на экспериментальной сцене театра Руставели.
– Невероятные истории происходят. Во время репетиций спектакля «Ханума» нам передали 120 бутылок «Киндзмараули», потом еще 100. Появились откуда-то хореографы – грузины, которые совершенно бесплатно поставили нам лезгинку. Дальше – из Тбилиси нам прислали настоящие кинжалы, поездом везли. Мы решили, во что бы то ни стало показать нашу «Хануму» в Тбилиси.
Когда учились в институте, читали про великого Роберта Стуруа, про театр Руставели. И сейчас мы здесь, в театре с потрясающими традициями. Хоть и на экспериментальной сцене. Правда, нам сказали – «пожалуйста, играйте на главной сцене». Там 3000 долларов аренда. Но мы решили не рисковать – в Грузии нас еще никто не знает.
Для театра «У Моста» – 29 сезон. Основав театр в 1988 году, я не думал, что можно столько протянуть. Станиславский говорил, что театр живет 10 лет, а мы живем почти 30.
Участвовали в 155 фестивалях, на счету более 200 гастролей. Только что вернулись из пятого евро-турне (Прага, Берлин, Братислава), где с огромным успехом показали «Хануму». В Берлине играли в зале на 800 мест, битком набитом. После спектакля нас пригласили в ресторан грузины.
Мы всегда возим 2-4 спектакля. Первые в России поставили Мартина МакДонаха. Считаемся главными специалистами по МакДонаху. Единственный театр в мире, который поставил все его восемь пьес. Дважды провели международный фестиваль МакДонаха, куда приезжали театры из 10 стран. В общем-то, МакДонаха знают мало, и это грустно, так как он – величайший современный драматург.
Когда мы начали организовывать фестивали, выяснили, что в Грузии этого автора не ставят. Слышали, что в репертуаре одного из театров был спектакль «Человек-подушка», но в каком – уточнить не удалось.
У МакДонаха комедии странные, непонятные. Допустим, в «Королеве красоты» дочь убивает мать. У него жесткие сюжеты, тем не менее, он любит своих героев, очень человечный. Придете домой, заинтересуйтесь МакДонахом. Помимо восьми пьес, у него три художественных фильма. За первую картину – «Полная обойма» он сразу взял «Оскара» (категория – лучший короткометражный фильм – М.А.). Два других фильма – «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов».
… Действие спектакля «Калека с Инишмана» происходит в 1934 году. На сцене – полумрак. Тусклый свет от лампад. Старомодные шкафы из темного дерева – прилавки магазина. На полках, в основном – консервированный горошек. Скучные, глупые разговоры за деревянным столом тетушек Билли, двух сестер – Кейт и Эйлин (Алевтина Боровская, Анастасия Перова). Они взяли калеку Билли совсем крохой, когда он остался без родителей. Теперь Билли 20 лет и его будущее не внушает сестрам оптимизма. Они уверены что: «сто тридцать три несчастья у Билли», «никто не поцелует бедного Билли – или слепая, или чокнутая», «никто никогда замуж за него не пойдет, до самой смерти нам с ним мыкаться».
Но они очень даже готовы мыкаться: в безрадостной, однообразной жизни незамужних престарелых сестер, Билли – едва ли не главный смысл. В глухой ирландской деревушке на острове Инишман уныло, тоскливо и застойно. Джонни Патинмайк, по кличке Пустозвон, неофициальный информатор деревни высасывает новости из пальца: гусь ущипнул за хвост кота. Ради свежей сплетни Джонни подслушивает под дверями и окнами, готов на обман и интриги. «Новости» меняет на продукты. Настолько верит в важность своей «работы», что может оставить без внимания 90-летнюю мать-алкоголичку, бесчувственной, под лестницей.
Зрителям очень интересно, как выглядит Билли, после характеристик, услышанных от тетушек. Наконец он появляется – едва волоча больные ноги, с вывернутыми внутрь коленями. Руки скрючены в кистях. Челюсть перекошена, направление взгляда не установить. (Ремни, связывающие руки с ногами помогли актеру Василию Скиданову создать такой физический облик). По логике тетушек, жителей деревни, да и зрителей Билли очень не повезло, и все, на что может рассчитывать этот парень – сострадание.
На деле – такой вере в себя, как у Билли, еще стоит поучиться. Услышав от Джонни известие о том, что на соседний остров Инишмор приехала съемочная группа из Голливуда, и собирается снимать кино на миллион долларов, Билли не на шутку разволновался. Он хочет принять участие в пробах. Все, кого снимет режиссер Роберт Флаэрти, могут прославиться.
Кстати, единственная приличная новость от Джонни Патинмайка за последние 20 лет. За что он требует у тетушек кусок грудинки.
Голливуд, шикарная жизнь без забот, ветер свежих головокружительных впечатлений, богатство и слава – вот что грезится теперь жителям деревни, уставшим от тухлого существования. Они начинают щеголять американскими словечками, произнося их неправильно, и развлекая зрителей: «чуп-чупс», «М и М» (вместо «эм энд эмс»). И у каждого свои методы, как добраться до мечты. Рыжая, нахальная Хелен МакКормик, которая колотит парней и бьет яйца об голову брата Бартли (Сергей Мельников) надеется доплыть до острова на лодке Малыша Бобби, за поцелуй. Привычный способ расплаты. Предполагается и для взаимодействия с режиссером.
Калек берут на борт с меньшей охотой – несчастливая примета. Но Билли приходит к Малышу Бобби (Владимир Ильин) с письмом, откуда тот узнает, что у калеки – туберкулез, и немного ему осталось. Что это ложь или правда? Зритель узнает в финале. Зато Джонни – Пустозвон изводит себя от любопытства, не выяснив диагноз Билли. Чует, чует сердце сплетника, что тут лейкемия или рак. Бегает за лечащим врачом, умоляя назвать хоть первую букву болезни.
Ну, кто там смеялся над калекой Билли? Кусайте теперь локти. Из всех, кто поехал на пробы, выбрали именно его. Обида, гнев, слезы, отречение, тихое помешательство – такие состояния проживают тетушки, утратив смысл жизни – Билли. Но как живется Билли, который вырвался?
В одной из сцен зрители видят его мечущимся по кровати, в приступах удушья. Он призывает покойных мать и отца, слышит голоса ангелов. Совсем плох Билли, но сквозь хрипы и кашель не перестает повторять: «Дух мой не сломлен, я ирландец!».
Значит, письмо про туберкулез для Малыша Бобби – не подделка? Тут бабушка надвое сказала. Точнее МакДонах надвое сказал. Придумывая слезную историю с болезнью, калека Билли не знал, что она сбудется.
Но МакДонах и режиссер спектакля Сергей Федотов дадут ему шанс на красивый финальный выход. Калека Билли появится в деревне тогда, когда его никто не ждет. В светлом костюме с элегантным шейным платком, в шляпе. С «ментосом» для Бартли. Он дождется окончания фильма с его участием «Человек с Арана», на который собралась в кинотеатре вся деревня. Он их удивит. «Значит, Ирландия не такая уж и плохая страна, раз калеки возвращаются сюда из Голливуда», – скажет Бартли.
С калекой Билли прогуляется и даже поцелует его рыжая Хелен (Мария Новиченко). Очень эмоциональный момент, когда он, превозмогая боль, выпрямляется в полный рост, и старается идти под стать девушке, не ковыляя. Даже у Хелен что-то дрогнуло в груди. И это не жалость, это преклонение перед железной волей, неистребимой силой жизни, упорством.
Он добился всего, чего мог добиться здоровый человек и даже вдвое больше. Вера в себя, настойчивость, оптимизм творят чудеса.
Этот спектакль завершается ривердансом, потому что актеры живы-здоровы, и зрители должны уйти с оптимистичным настроем.
В 2010 году спектакль «Калека с Инишмана» стал лауреатом российской национальной премии «Золотая маска». Кстати, театр «У Моста» трижды лауреат «Золотой маски», обладатель гран-при международного театрального форума «Золотой витязь» – 2014, и 40 гран-при зарубежных фестивалей. Чемпион индийской театральной олимпиады. По рейтингу журнала «FORBES» входит в десятку лучших театров России.
Есть в них та глубина, чтоб тянуть на самые сложные произведения. И говорить о трагичном с улыбкой, сквозь смех. И почерк самобытный.
Будем ждать в гости с новыми работами.
Медея Амирханова. Комсомольская правда в Грузии