13.04.2017
Бессовестные люди и бесовская красота
6 апреля на сцене БТК Пермский театр «У Моста» представил «Зойкину квартиру», спектакль, логично продолжающий генеральную линию театра – исследование границ зримого и невидимого, пересечений реального и мистического. Булгаковский мир, таинственный и многослойный, как нельзя лучше вписывается в избранный Сергеем Федотовым (основатель, руководитель и главный режиссер), художественный путь театра. «У моста» фундаментально подходит к «изучению» автора – по Булгакову в репертуаре три спектакля, по Гоголю – шесть, по Макдонаху – восемь. Вот и на гастроли в Петербург были привезены еще два спектакля: «Панночка» и «Лейтенант с Инишмора».
В программке «Зойкина квартира» значится как жестокая комедия, и действительно, НЭПовская Москва на сцене предстает во всей своей бесноватой красе: язвительные «дельцы» с темным прошлым, бессовестные дамы в умопомрачительных туалетах, изнеженные декаденты, беспощадные стражи режима и просто пройдохи. Герои хлестко шутят, совершают отчаянные поступки и идут преступления. Федотов голосами и пластическими данными своей труппы вкрадчиво пользует булгаковские диалоги и ремарки, демонстрирует классический психологический театр. Поэтому некоторые расхождения с текстом пьесы, будь то отсутствие некоторых персонажей, измененные имена, или и даже другой финал, на фоне общей традиционности, не вызывают вопросов. В таком бережном, осторожном оформлении классики авторский театр «У моста» верен себе уже почти три десятилетия со времен своего рождения.
Еще до начала действия, когда зрительный зал только начинает наполняться, фоном вступает волнующий тенор Александра Вертинского со старой пластинки, который мгновенно погружает в атмосферу красной столицы 20-х годов. Пение утихает, свет гаснет, и уже из окон злополучной квартиры доносится повседневный дневной уличный шум. Предприимчивая вдова Зоя Денисовна Пельц (Анастасия Перова) устраивает здесь ателье, а проще говоря – бордель, прикрываясь днем швейной мастерской, ночью, она с помощью девиц легкого поведения вытягивает деньги из состоятельного Бориса Семеновича Гуся, коммерческого директора треста тугоплавких металлов (Илья Бабошин). Вольно и невольно помогают ей в этом предприятии: супруг дворянских корней, вечно ноющий, недовольный жизнью Павел Фёдорович Обольянинов – в пьесе Абольянинов (Андрей Воробьев), непонятно откуда явившийся, явный мошенник, Александр Тарасович Аметистов (Валерий Митин), который очень скоро начинает выступать в роли искрометного конферансе в публичном доме и горничная Манюшка (Мария Новиченко). Днем в «ателье » регулярно наведывается Анисим Зотикович Портупея – в пьесе Аллилуйя (Владимир Ильин), председатель домкома, который вытягивает деньги из Зои Денисовны, а ночью работают выразительная мадам Иванова (Екатерина Пономарева) и Алла Вадимовна (Алевтина Боровская), которая никак не может расплатиться с долгами и очень хочет в Париж, кроме того является тайной любовницей Гуся.
И все бы было неплохо, если бы Обольянинов не увлекался морфием, который Манюшка для него достает у китайских наркоторговцев Газолина (Сергей Мельников) и Херувима (Василий Скиданов). Волею именно одного из них, Херувима, рушится уклад Зойкиной квартиры – он, желая уехать обратно в Шанхай, хладнокровно закалывает кинжалом Гуся и сбегает с деньгами, а пришедшие вскоре служители порядка без суда и следствия убивают Зою Денисовну и Обольянинова.
На то, что над Зойкиной квартирой нависло что-то зловещее, нечто куда более страшное, чем сама идея подпольного борделя, говорит не только появление загадочных китайцев, но и таинственный шкаф, в котором исчезают и появляются ниоткуда люди и предметы. А сизый холодный дымок, которым подсвечен задник сцены на протяжении всего действия, нарочито контрастирует с торжественно горящими свечами, что невольно заставляет сравнить квартиру с усыпальницей, которой она и станет для многих героев действия. Херувим, фигура которого сама по себе карикатурна, похожа лишь на набросок, оказывается проводником чего-то потустороннего, он погружает пространство сначала в наркотический туман, а затем, обрекает квартиру эффектной Зои Денисовны со всеми ее утрированно вырисованными обитателями на гибель. Все происходит в одной квартире, а мы понимаем – речь обо всей тогдашней Москве и лихорадочной эпохе, с бешеной скоростью, несущейся к своему концу.
Анастасия Кобзева