Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

11.04.2017

Интернациональный универсализм зла

Пьесы ирландского драматурга Мартина МакДонаха интересны тем, что они адресованы современному человеку, воспитанному на либеральных ценностях. Каждый спектакль это интеллектуальное вторжение в наше личное пространство, которое в ответ раскрывается для принятия реальности смерти, страданий, любви и добродетели. Всякий раз это происходит только через запредельный культурный шок, испытываемый зрителем. В Пермском театре «У Моста» режиссером Сергеем Федотовым поставлены все восемь пьес МакДонаха, проводятся фестивали выдающегося современного автора. Это достаточно смелый творческий шаг, поскольку драматургия этих произведений настолько сложная и многоуровневая, что первые зрительские впечатления могут быть весьма обманчивы, а последующая реакция непредсказуема. Спектакли по пьесам МакДонаха явно не предназначены для веселого развлечения, хотя в каждой реплике героев присутствует суровый ирландский юмор. Для восприятия пьес великого ирландца требуется синхронная работа ума и совести! Увы, не всякий зритель, на это способен! Каждая постановка Федотова напоминает пристальный дружеский взгляд, когда невозможно отвести взор, солгать или лицемерить. 

Зловещая хулиганская пьеса «Лейтенант с Инишмора» – это повествование про братоубийственную войну, которую бесславно проиграли, героев лишили наград, а сражения и битвы поскорее постарались забыть. Война никак не уходит из мыслей и воспоминаний, оружие полностью не сложено, а смертельные схватки переносятся в семьи, в частные дома под черепичными крышами. Жестокость как сорняк проросла в молодом поколении, которое не чувствует чужой боли, не знает границ этических норм, не верит, не сопереживает, не любит. Циничным садизмом и эгоистическим равнодушием гордятся, убийство становится обыденным делом. На этом острове все смешалось: зло и добро, истина и ложь, мужское и женское естество. 

Главный герой – лейтенант Ирландской Республиканской Армии Падрайк жалеет сдохшего котика, но совершенно не ценит людские жизни. Кот Малыш Томас наделяется человеческими чертами и именем. Лейтенант готов совершить убийство собственного отца, который воспитал его малообразованным придурком. С родного острова Инишмор Падрайк отправился в Ирландию с одной единственной целью – воевать за историческую справедливость. Он упрямо не слышит самой основной новости о том, что тема героической борьбы Ирландской Республиканской Армии полностью «сошла на нет». Боевики теперь словно крысы в банке пожирают и уничтожают друг друга, их война «за котиков» безумно глупа. Они строят идеологическую базу, но путают иезуитов и Маркса, зло и добро, своих и чужих. Молодежь стала частью всеядного постмодернистского общества, потерявшего свою национальную идентичность, традиционную основу. Война это не только набор лживых мифов, порождающих отцеубийство, но и тотальный разрыв поколений. Кто помнит о том, что протест не создает ничего? Неужели только война делает ирландца ирландцем? Самая первая война была религиозной. Возможно, смертельная вражда ирландцев религиозна в своей основе. Когда Каин перестанет убивать брата Авеля? Хорошо, что в конце пьесы мы увидели настоящий ирландский танец, а так складывается ощущение, что действие может происходить где угодно, в любой части света, ведь зло универсально. 

Донни и Дейви (отец Падрайка и брат Мейрид), которых играют Владимир Ильин и Лев Орешкин – это обыватели, страдающие второй степенью алкоголизма. Запойные периоды перемежаются мрачными разговорами и детскими воспоминаниями, в которые они убегают от гнетущей действительности. Сцена поедания гуталина – своеобразная кульминация первого действия, выводящая зрителя из оцепенения и шока. Если Падрайк появился от такого запойного «отца-зомби», то вряд ли от самопровозглашенного лейтенанта стоит ждать апостольской любвеобильности! Мужик, который с удовольствием пожирает гуталин, не может родить счастливого сына! 

Невеста Падрайка Мейрид, также как и ее жених, совершенно потерявший себя человек. Убить собственного брата для нее словно выстрелить в зверя. Домашнее животное иногда бывает жалко, а человека – нет! Мартин МакДонах ставит под сомнение существование идеальной женщины, способной чувствовать радость материнства. Война тотально изменяет социальную природу личности. Даже, сменив мужскую одежду на платье, Мейрид не становится женственной. Дитя войны уничтожает своего кровожадного кумира. 

Распятие постоянно присутствует на сцене. Дейви своими руками изготавливает деревянный крест. Это очень смелое напоминание о любви. Крест обсуждается как изделие, но люди живут так, словно Христа не существует. Бог далек, а страх близок. Не напоминает ли это современное общество? 

Алексей Пирогов, главный редактор «Радио Мария» Россия, магистр искусств, радиожурналист