Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

11.04.2017

Отзыв о спектакле «Зойкина квартира». Гастроли в Санкт-Петербурге (5-7 апреля 2017)

Дорогой друг, после трагических событий понедельника 3 апреля 2017, как и многие мои земляки, петербуржцы, я несколько дней не мог прийти в себя. Понемногу боль стала отпускать мое сердце. Куда в таком состоянии пойдет русский человек? Правильно! Храм, баня и театр. Последовательность здесь не имеет принципиального значения. Важные составляющие: качество духовного очищения, неподдельность ощущений и результат. Тот, кто когда-либо переживал боль личной утраты, несомненно, меня поймет. 

Не мог отказать зову души – посетить театр. Да еще какой! В Санкт-Петербурге в эти дни гастролировал пермский театр «У Моста», который основал режиссер Сергей Федотов, человек выдающейся харизмы и необычайной энергии. От его спектаклей я всегда ожидаю предельной искренности и жизнеутверждающей силы. И на этот раз я не обманулся! 

О качестве постановке можно судить по декорациям. Сцена оформлена под зажиточную квартиру 20-х годов. Сразу происходит полное погружение в атмосферу Москвы времен НЭПа. Ковры, ширмы, свечи, шкафы, блеклые оттенки былой пышности, нафталиновый запах имперского шика. Обитатели Зойкиной квартиры тоскуют по остаткам утерянной роскоши. Плевали они на Россию! Кто-то хочет уехать за границу, кто-то найти свою любовь, иной обогатиться. Губит всех не вездесущее ГПУ, которое лишь раскрывает совершенные мигрантами преступления, а жалкая похоть, угнездившаяся в сердцах посетителей квартиры. На первый план выходит извечный убийца и палач человеческих душ с его орудиями умерщвления: похотью, властью и деньгами.

Ради чего человек пускается на самые гнусные преступления? Разве обладание материальными благами приносит настоящую радость? Что происходит в наших квартирах, за наглухо закрытыми дверьми? Почему окружающие люди самыми последними узнают о трагедии, годами творящейся в душе близкого им человека? Вот лишь немногие вопросы, которые задаются в этой детективной трагикомической постановке. Ответ давать тебе, дорогой друг!

Никогда не демонстрируй большие деньги, не гордись своей властью и не торгуй любовью! Низменные пороки не устаревают, они неизменно в тренде!

В этом спектакле никакие выводы и смыслы не навязываются. Это не вымученное лицедейское кривлянье, а настоящий русский театр, который задает честные и современные вопросы, ставит нас перед личным нравственным выбором. Не смогу отметить игру отдельных актеров, мне думается, что весь состав весьма хорош и профессионален. Женские роли мне более симпатичны, но это лишь внутреннее, субъективное ощущение. Достойная актриса на сцене, по нынешним временам, уже праздник! 

Мистика, о которой перед постановкой говорил зрителям Сергей Федотов, несомненно, сопровождала и этот показ. Именно в день спектакля в городе проводилась зачистка современной злополучной квартиры, обитатели которой распространяли смерть. Вряд ли криминальный гость культурной столицы закричит как китаец Херувим: «Это моя, Зойкина квартира!» Он попытается делать адские дела коварно и тихо, так, чтобы жертва не успела испугаться. Актуально звучат и последние слова Зои: «Прощай, прощай, моя квартира!» Завтрашний день, как и день вчерашний не принадлежат нам. Есть только сегодня, которое нами же и наполняется содержательным смыслом, либо – злом, либо – добром.

В завершении хочу отметить особую важность театра «У Моста» для устроения моего внутреннего мира, поскольку только добром и надеждой исцеляется общее весьма «трагическое сегодня».

Очень хотелось бы увидеть в нашем городе спектакль «Ханума»! Надеюсь, что скоро это произойдет! Мы обязательно вновь встретимся в Санкт-Петербурге с замечательным театром «У Моста»!

 

Алексей Пирогов, главный редактор «Радио Мария» Россия, магистр искусств, радиожурналист