26.03.2017
Анастасия Петрова о спектакле «Идиот»
Сходила на «Идиота» в «У Моста». Мне надо что-то делать с эмоциональностью – опять тушь потекла. Большая рецензия будет к середине недели, а пока...
Из минусов – спектакль длинный, и в первой трети очень неторопливо-тягучий, как сироп. И как все романы Федора Михайловича впрочем. Но ко второй половине первого акта разгоняется, а после несется на всех парах.
Из плюсов – Достоевский – это такой русский МакДонах, он театру «У Моста» очень к лицу. Князь Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна – для меня стопроцентное попадание.
Мария Сигаль божественно хороша в контровом свете, ее профиль и лебединную шею можно на античных монетах печатать. И веришь, веришь, что вот ей могли к ногам состояния швырять. Мечется в конце первого акта, пылает, словно бархатный отблеск огня, вот-вот из камина и с пачки денег по рукам, по пальцам жар на портьеры перельется и дальше, в зал. Опять же, восхищает решение художника по костюмам – выделить Настасью Филлиповну визуально, отделить от всех именно нарядами - открытыми, яркими. Все остальные – пастельные, приглушенные, лен, ситец и хлопок. Она – алая, винно-красная, черная с серебром, вся бархат и кружево. Замечу, что одевать ее в красное – решение привычное для постановок «Идиота», меня порадовала именно работа с фактурами, с «осязаемостью» образа.
У Сергея Мельникова князь Мышкин – пожалуй, первая больше трагическая, чем комическая роль, которую я видела. Он весь не от мира сего – но интересно, что это «не от мира» в этот раз создано в чистом виде на актерской игре, а не на костюмных фактурах или цветовых обособлениях. Чуть более медленная речь, более акцентированная расстановка пауз...
Роль Рогожина с одной стороны словно написана для Владимира Ильина – коренастого, основательного, «мужицкого». Сына купца, крепко пьющего, сорящего деньгами, сжираемого изнутри страстью. С другой стороны – я же помню того же Ильина в «Палачах», и там он совсем иной. То есть эта мужицкость – сыгранная, но как убедительно сыгранная!
Дивно хороша генеральша Епанчина.
И, Сергей Федотов, в очередной раз спасибо за очень бережное отношение к классике и очень графическую, почти хореографическую постановочную работу. И за то, что на сцене следить можно за всеми персонажами – нет «белых пятен». Особенно это видно в сцене Аглаи и Настасьи Филлиповны – где Рогожин и Мышкин вроде бы и уведены в тень, но не стали тенями. Вот. Коротенечко. Будет больше. Кстати, интересно в другом составе посмотреть – я вот понимаю, что, например, с Никитой Петровым в роли князя Мышаина это будет совсем другой спектакль.
Но на месте Марии Сигаль с трудом кого-то еще представляю. Вот прямо ее роль.