Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

19.03.2017

Тайны Линэнского кладбища

Пьеса МакДонаха «Череп из Коннемары», поставленная Сергеем Федотовым в Театре у Моста, непременно заинтересует самого искушенного ценителя детективного жанра, любителя комедии с нотками черного юмора и «перчинкой» абсурда. Несмотря на кажущуюся легкость формы, спектакль поднимает глубокие философские вопросы.

«Череп из Коннемары» - загадочная история Мика Дауда, могильщика из Линэна, который уже который год занимается эксгумацией жителей маленького городка. Только вот на этот раз ему предстоит выкопать останки собственной жены, погибшей семь лет назад при весьма таинственных обстоятельствах…

Постановка С.Федотова будто выворачивает героев пьесы наизнанку, вскрывая их тайные «гнойники». Гротескными мазками, доходящими порой до абсурда, обрисовывает жизнь тех, чьи души давно дали червоточинку. Со свойственной Макдонаху ирландской ироничностью, постановка высвечивает бездонную глубину человеческих пороков. Герои пьесы - люди, связанные одной «страшной тайной». Каждый персонаж увлекает, заставляя поверить именно в свою историю, приглашая заглянуть в самые темные закоулки человеческой души.

Спектакль построен на впечатляющей игре контрастов света, звукового и музыкального сопровождения. Звукорежиссер погружает зрителя в неповторимую, особую атмосферу тонкими акустическими эффектами, сотканными из шума дождя за окном, стрекота цикад, карканья ворон.

Декорации примечательны своей лаконичностью, а каждая деталь своим символическим значением. Свет разрезает сценическое пространство пополам. Комнатушка, где в полном одиночестве коротает старость могильщик Мик Дауд и в которой разворачивается основное действие пьесы, утопает в черных тонах. Замкнутое темное пространство, в котором вынуждены ютиться жители Линэна, соответствует ограниченности, узости их мрачного мира. Часть сцены с плитами кладбищенских надгробий, погруженная в сизую думку, намного светлее. Умело обращаясь с тонами, режиссер неброско прорисовывает зыбкие переходы, промежуточные ступеньки между мирами, в которых мечутся души героев. Кладбище, не имея четких границ, обращает мысли зрителя к бесконечности, сокровенной тайне бессмертия человеческой души.

Личностное и очень чувственное прочтение монологов актерами полностью стирает границы реальности и вымысла в сознании зрителя. История могильщика Мика Дауда в исполнении актера Владимира Ильина звучит пронзительно искренне, вызывая сопереживание и сочувствие.

Не менее убедительно в роли его пустоголового помощника, Мартина Хэнлана, предстает Никита Петров. Совмещая в своей игре естественную юношескую непосредственность и честность, актер захватывает внимание зрителей с первых минут. Устами «придурковатого» Мартина, озвучиваются глубочайшие философские вопросы о бренности бытия. «Не все ли равно, скотина ты при жизни или человек, если после  никто и разницы не заметит между вашими костями?»

На протяжении всей постановки, и до самой ее последней минуты, зритель находится в напряжении, мучаясь в догадках детективной истории. Парадоксальна и концовка спектакля. Она не столько «подбрасывает ключ» к разгадке интриги пьесы, сколько заставляет погрузиться в размышления о собственных тайнах и «скелетах в шкафу», которые непременно найдутся у каждого из нас.

 

Александра Северюхина