Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

18.03.2017

Пространства Воланда

Если прочесть роман перед тем, как прийти на постановку, невольно в голове возникают вопросы о том, каким образом будут показаны те или иные вещи, к примеру, смерть Берлиоза: «Неужели на сцене вдруг появится трамвай?» – да, появится (технически – лишь игра со светом), при этом его присутствие и реалистичность смерти героя никто не сможет оспорить; «Каким будет бал нечисти?» – правдоподобным во всех деталях, актеры-гости бала будто не люди, а шарнирные куклы из холодного фарфора, мастерски превращенные в уродливых созданий.

Внешняя сторона постановки играет здесь значительную роль: декорации передвигаются, взаимодействуют со световыми решениями, принимают различные обличия (что приводит зрителя то на  Патриаршие пруды, то в психиатрическую больницу, то на бал сатаны и т.д.), играют с  размерами пространства: уменьшая его или увеличивая до невообразимых размеров такую маленькую, на первый взгляд, сцену театра. Отражения актеров в зеркалах, которые используются в некоторых сценах, придают очень мощный эффект восприятию происходящего, дополняя ощущение присутствия в зале потусторонней силы.

Впечатляюще показаны «темные» персонажи: на протяжении всего действия перед нами был откровенный, надменный, наполненный внутренним содержанием Воланд в исполнении Валерия Митина. Как только герой появляется на сцене, мы сразу понимаем, что это настоящий дьявол, поглощающий и завораживающий. Таким он и остается до самого конца. Вопрос: «Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу?», который он задает Маргарите, хотелось задать самому Воланду, в нем видится внутренняя притягательная тайна, будто бы недосягаемая для зрителя. Очень реалистичен и органичен в каждом своем жесте, фразе и движении Азазелло (Сергей Газин). С впечатляющей точностью показаны образы Коровьева (Сергей Мельников) и Бегемота (Денис Ференц), что заставляет внимать каждому их слову.  

Вся постановка наполнена занимательными режиссерскими решениями. Это как просмотр фильма, с одним лишь отличием – зритель не просто наблюдает, он на чувственном уровне причастен к происходящему на сцене. Актеры как бы «проживают» собой роман, даря нам возможность отыскать ответы на многие очень важные вопросы: «что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»...

Анастасия Челпанова