13.03.2017
Вечная «Чайка»
Недавно ко мне обратилась знакомая студентка с просьбой помочь ей проанализировать чеховскую «Чайку». В критике, которую она нашла, идеология Чехова сводилась к «описанию изживших себя норм жизни русского общества накануне грядущих исторических бурь». Помимо всего прочего, я посоветовала девушке посмотреть постановку «Чайки» в театре «У Моста» – на сцене этого театра она увидит настоящего Чехова, и это поможет ей лучше понять гениального русского писателя и драматурга.
Хочется отметить, что Сергей Федотов всегда с особым трепетом относится к произведениям русских классиков, воплощаемых им на сцене театра «У Моста». Горький, Достоевский, Гоголь, Чехов – эти и другие авторы раскрывают перед зрителем свой первоначальный замысел в том виде, в котором он создавался, события происходят в тех же исторических декорациях, в которых их описывали авторы. Но что удивительно, именно это буквальное следование первоисточнику позволяет современному зрителю ярче увидеть в поступках персонажей параллели с сегодняшним днем, распознать то вечное и неизменное, что живет в природе человека во все времена.
Чеховская «Чайка» – это пьеса о жизни. Попытка молодого поколения выстроить карьеру и найти свою любовь, а более зрелого – сохранить то, что уже есть. Беда в том, что молодежь в лице Нины Заречной и Константина Треплева имеет огромные амбиции при полном отсутствии личного опыта. Их поступки часто определяет не здравый смысл или истинно глубокие чувства, а некие подсознательные импульсы и амбициозные желания, толкающие Константина на соперничество с матерью и ее возлюбленным, а Нину – в объятия Тригорина. Конечно же, ничем хорошим это закончиться не может. Современный зритель с легкостью поймет и разложит по полочкам все эти поступки, объяснив поведение героев «эдиповым» и прочими комплексами, только давайте вспомним, что во времена Чехова Зигмунд Фрейд еще не написал свои труды.
Сегодня мы совсем иначе воспринимаем и «взрослых» персонажей пьесы. Да, Тригорин не обладает талантом Тургенева, но он много работает, и своим трудом сумел добиться признания и почета как известный писатель. Ирина Аркадина тоже достойна всяческого уважения – в зрелом возрасте она продолжает оставаться красивой женщиной и популярной актрисой, она сумела найти новую любовь и открыто живет со своим мужчиной. Несомненно, во многом именно благодаря ее благоприятному влиянию Тригорин и состоялся как писатель. Аркадина сумела простить и удержать возле себя возлюбленного, когда их отношения оказались под угрозой из-за Нины. Ирина Аркадина – чем не истинная Чайка, умная, красивая, гордая и свободная?
В «Чайке» нет положительных или отрицательных персонажей. Чехов показывает кусочек обычной жизни, в которой нет ни нормы, ни отклонений от нее. Обыденное переливается в страшное, грустное – в смешное, комедия оборачивается трагедией. И во всем этом нет конца, как нет и начала. Это – сама жизнь.
В «Чайке» задано много вопросом, но нет ответов. Думается, что ответы каждый зритель должен найти для себя сам. И наверняка эти ответы у разных людей тоже будут различными.
И пройдет еще много лет, и совсем другие люди будут смотреть чеховскую «Чайку», и совсем иначе оценивать поступки ее героев. Но неизменным останется одно – герои Чехова и их поступки будут узнаваемы и понятны всеми всегда.
Ирина Малютина
Журнал «Особая»