Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

05.03.2017

Обсуждение спектакля «На дне» театра «У Моста» на V Международном фестивале CHELoВЕК ТЕАТРА. Нина Мазур (Ганновер, Германия)

Нина Мазур - театровед, театральный критик, драматург, член Германского Центра Международного Института Театра (ITI). Вице-Президент Международного Форума Монотеатра при Международном Институте Театра (ЮНЕСКО), персональный член Международной Ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО). Член немецко-русского литературного общества «Die Fahre» (ФРГ, Ганновер) и Международной ассоциации писателей и журналистов (APIA, Лондон). Художественный руководитель Международного театрального фестиваля «MOST» (ФРГ):

«Когда говоришь о спектакле театра «У Моста» - конечно же, хочется говорить о театре Федотова, как о феномене современной российской театральной культуры. Парадокс театра Федотова заключается в том, что сколько бы в спектакле не было деталей точных и реалистичных, сколько бы не было видимой антуражности, как бы блистательно не играли актеры в психологическом ключе, но в каждом спектакле Сергея Федотова, есть выход в иррациональные сферы. Конечно же быт есть. А потом, смотришь и на поверхность выходит не быт, а бытие, а если еще внимательней смотришь, то вообще какое-то «инобытие». И тогда никакого реализма. Это индивидуальное, личное, особое чудо Пермского театра «У Моста», его создателя и руководителя. Те, кто не чувствует этого, видят реалистический спектакль,но надо уметь видеть дальше. Также и со спектаклем "На дне". Эта пьеса о русской жизни, о русском национальном характере; о надежде вопреки всему; пьеса о жизни, которая иногда бывает хуже смерти и все-таки о том, что жить надо; пьеса о том, что верить необходимо. А во что? Кто-то в себя самого, есть люди в этой ночлежке, которые верят в человека. Актеры кому посчастливилось играть этих персонажей, счастливые люди, конечно они играли обителей дна, но они играли Человека. Ко мне подошла молодая журналистка в антракте, и задала несколько вопросов, «Чему учит?», «Что дает?», «Как нам думать о мире?». Состраданию учит, любви к человеку, учит быть человеком, учит делать маленькое добро, если ты можешь его сделать. Что такое праведный Лука? Смотреть на игру Сергея Мельникова и не восхищаться совершенно невозможно, и как только это произнесешь, то вспоминаешь Владимира Ильина, в роли Сатина. И начинаешь дальше идти по списку действующих лиц, потому что каждый из них жемчужина. Потрясающие актерские работы. Абсолютно все. Есть еще одна уникальная вещь в спектаклях Федотова, это светопись. Что он делает со светом! Я не знаю, но в его постановках ночлежки, комнаты, кладбища, гостиничные номера… освещены каким-то магическим , странным и нездешним светом. С самого начала представления ты про все забываешь, и становишься частью всего этого "священодейства" . Как это делается я не знаю, это опять же фирменный знак Федотова. Недавно я видела спектакль «На дне» в Белоруссии… Этот спектакль поставил молодой режиссёр. На актерах были маски и лица по этому были совершенно одинаковы у всех персонажей и у каждого из них из шеи росла кукла – мерзкий, уродливый червь. Таким образом перед нами был гибрид человека и червяка. Жили они на покатой плоскости, у каждого был свой люк и каждый из этого люка вылезал когда ему было нужно. В финале появилась группа из четырех красивых парней одинакового роста, затянутых в комбинезоны, со шлемами,за спиной ранцы с химикатами. И вот они дружно, профессионально, опрыскали этими ядохимикатами всех персонажей и они, естественно померли, что же им еще оставалось делать. И вот на обсуждении спектакля выступают критики, и один за другим, говорят, что это новое прочтение драматургии Горького. А я говорю, скажите пожалуйста, а кто эти люди, у которых есть право уничтожить слабых, порочных людей дна. Кто они? Это "зондеркоманда"? Или это инопланетяне? Или просто люди, облеченные возможностью решать кому жить,а кому не надо. Это мы проходили, это уже было. И режиссер ответил так, что я вообще не поняла, что он думал. Так вот это очень современный подход к режиссуре. Это сейчас модно. Соорудить яркое эффектное зрелище, а о смысле не думать. Так вот Федотов на первое место всегда ставит смысл. В театре есть штучные вещи, которые связаны напрямую с теми, кто их создал. И то, что Сергей Федотов - мастер, и он создал уникальный театр, собрал и воспитал потрясающий ансамбль актеров, разработал свою особую актерскую технику - это абсолютно ясно. Но все дело в Человеке! Здание может остаться, когда мы все уйдем в другие миры, но такого театра Федотова не будет без Федотова. Я должна сказать, что мистицизм этого человека и прямая связь его театра с чем-то иррациональным совершенно бесспорны. И это особая таинственная вещь и она дана как данность, как нам дан наш цвет глаз и форма головы. И это ставит театр «У Моста» в ряду самых интересных театров России».