22.01.2017
Первобытная классика в театре «У Моста»
Театр – одно из древнейших изобретений Человека. На заре времен человеческое стадо танцевало, имитировало охоту, камлало, обращалось к высшим силам, преодолевая звериный индивидуализм, превращалось в общество. Пермский театр «У Моста» славен на всю Россию (и даже мир) тем, что ставит русскую и мировую классику без столь модных сегодня «актуальных прочтений», позволяет зрителям «припасть к истокам» высокой культурной традиции. Но современному человеку чрезвычайно важно иметь возможность обернуться совсем вглубь веков или даже тысячелетий, увидеть свои первоосновы, зафиксировать как истоки величия человеческого разума, так и источники людских бед и даже возможного краха «проекта Человек», о котором всё громче говорят некоторые западные философы. Именно в этот первотеатр «первобытной классики» и погрузил зрителей 19 января Пермский театр «У Моста», представив премьеру спектакля «Две стрелы» по пьесе Александра Володина.
«Две стрелы» – это своего рода «классика» советского театра 80-х годов, времени, когда люди, тонко чувствовавшие время, хотели обратить внимание на назревающие проблемы и предупредить общество о грядущих социальных и политических катаклизмах. «Две стрелы» даже вышли в кино в 1989 году, но фильм у Аллы Суриковой (режиссер «Человека с Бульвара Капуцинов») получился откровенно слабый. Возможно смрадный дух поздней перестройки, которым надышались многие деятели культуры того времени, уже не позволял даже большим мастерам не только говорить глубоко и тонко, но и даже профессионально. Вспомните, в какой слабый капустник превратил выдающийся мастер комедии Гайдай свой последний фильм «На Дерибасовской хорошая погода…».
А вот у режиссера и художественного руководителя театра «У Моста» Сергея Федотова «Две стрелы» получились. И получилось не только передать драму конца изначального общества равенства каменного века - первобытного коммунизма, как это описано в пьесе Володина, но и реконструировать антропологию становления человека. Прекрасно показано, как первым людям трудно говорить, и как облеченная в слово мысль, порождает логическое мышление и первую философию: равенства, а затем … неравенства и превосходства силы. Показано, каким великим открытием стало появление метафор в речи, запустившее развитие образного мышления, которое во многом и сформировало интеллект современного человека. Герои восхищённо пробуют на вкус образы «Мое оружие – слово!», «Попал пальцем в небо – значит, никуда не попал!». Именно благодаря метафорам человек познал мир, создал науку и никогда не будет превзойдён сколь угодно быстрой машиной с безграничной памятью (если конечно не откажется от этого своего древнего изобретения).
В самом начале действа племя хоронит убитого сородича, вероятно в последний раз по традиции уходящего матриархата, произнося символы первой веры: «Длинный, там, куда ты идешь, будет еще сочнее трава, будут еще красивее деревья, будет еще теплее озеро... Ты и там будешь красноречивее всех. И каждое твое слово будет к месту. И сам ты будешь радоваться, слушая себя... Ты и там будешь умнее всех. Все будут удивляться твоему уму. Тебя и там будут любить женщины, и все они будут о тебе заботиться. Чтобы тебе было сладко с последней из всех, как с первой из всех! Но врагов у тебя там не будет, Длинный! Только друзья у тебя будут. Только друзья». Ученые считают, что первобытный человек действительно верил в то, что после смерти продолжит охотиться и жить в похожем на свой, но гораздо лучшем мире.
К концу первобытной драмы, ведомый разделением труда на «людей боя» и остальных, в свои права вступит жестокий патриархат, породивший в человеческом обществе неравенство. Надо заметить, что трагедия смены строя состояла еще и в том, что «новый режим» надолго лишил даже права на душу и загробную жизнь всех первобытных людей кроме главы рода (патриарха) и его приближенных, добывших по праву силы личную собственность.
Одним из главных нервов постановки, конечно же, является извечный конфликт, взорвавший не одно общество, и не одно великое государство. Со всей ответственностью можно сказать, что и наша великая Родина – Советский Союз, не смогла вовремя разрешить погубившее ее противоречие, хотя такие авторы как Володин давно трубили о назревшей проблеме. Нерешена она и в современной России. Тем и важны такие остросоциальные спектакли, которые выбирает для своего репертуара «У Моста». Речь о конфликте «брахманов» и «кшатриев» (в политологической, заимствованной у индийской терминологии). Иначе говоря, жрецов и воинов. Или еще проще: людей интеллекта, смысла, слова и «людей боя», решительного действия. Всегда устойчивыми были общества, где жрецы (интеллектуалы), направляли народ, давали высокие цели, поручали воинам («кшатриям» – людям боя) решение жизненно-важных задач. Но с течением времени эта связка по разным причинам рвалась. Или брахманы уже не могли давать людям высоких идей, или кшатрии решали, что сами без указки сверху смогут правильно организовать общество. Разумеется, попутно обеспечив себе «первые куски мяса» из общего котла. Но тело, хоть и вооруженное, не может жить без головы. Также и люди, живущие в обществе без высоких идеалов, целей и смыслов (а их производят условные «брахманы» –«люди слова») не могут ни счастливо жить, ни удерживать территории, ни совершать великие исторические деяния, ни даже эффективно обороняться от напирающих конкурентов. Поэтому трагедией первобытного племени, разыгравшееся на сцене театра «У Моста» является еще и то, что мы, быть может, наблюдали начало конца несчастного племени. Враждующее с ним племя «Скорпионов», на которое «повесели» убийство древнего интеллектуала, вполне вероятно скоро расправиться с племенем, выбравшим первенство силы над словом, действия над мыслью, а неравенство над справедливостью. Ибо сложность и смысл всегда берут вверх над простотой и тупой силой.
Отдельно хочется отметить блестящую игру актеров и студентов актерского курса Сергея Федотова, которая и породила у меня вот такие размышления об обществе, Человеке, его восхождении по путям Истории. Как замечательно, что в Перми есть театр, который раз за разом поднимает фундаментальные проблемы Человека, а в эти дни проводит исследования театральным методом вопроса, что означает «Человек это звучит гордо!» в спектакле по пьесе М. Горького «На дне». Очень любопытно, что специально для того чтобы сыграть в знаменитом Пермском театре в «У Моста» приехал заслуженный артист России, известный актер театра и кино Сергей Барковский. Очень любопытно будет увидеть его в роли Барона.
Ну а свои размышления о первобытном человек мне бы хотелось оптимистично Горьким и закончить:
«..В часы усталости духа, –когда память оживляет тени прошлого и от них на сердце веет холодом, –когда мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего и зловеще кружится над хаосом дня, бессильная подняться выше, лететь вперед, –в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека.Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует –вперед! и –выше! трагически прекрасный Человек!Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них –лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья –творит богов, в эпохи бодрости –их низвергает. Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущемся с неуловимой быстротою куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом –«зачем он существует?» –он мужественно движется –вперед! и –выше! –по пути к победам над всеми тайнами земли и неба. <…> Все в Человеке –все для Человека! Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним –пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди –стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его.Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и Человеку нет конца пути! Так шествует мятежный Человек –вперед! и –выше! все –вперед! и –выше!»
Павел Гурьянов