11.12.2016
Впечатления от просмотра спектакля «Палачи» в Санкт-Петербурге
Мрачная комедия ирландского драматурга Мартина МакДонаха
Постановка пермского театра «У Моста»
Режиссура и сценография - Сергей Федотов
Палачами не рождаются!
Кому интересны мы – мирные, простые обыватели? Наша жизнь предсказуема: работа -дом, дом-работа. Однако достаточно человеку заняться чем-то общественно полезным, пусть даже презренным трудом палача, как сразу найдётся профессионал, который обязательно заинтересуется и создаст злодею имя.
Завязка сюжета новой пьесы выдающегося современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Палачи» предельно проста. Описан день отмены смертной казни в Великобритании. Журналист Клэгг ищет материал для местной газеты, находит профессионального палача Гарри, который оставил ремесло и стал владельцем питейного заведения. Палач долго отказывается от комментариев и тем более – интервью. Временной отрезок, предшествующий казни, неотвратимость суда человеческого, трепет душ интересуют журналиста, поскольку он пытается взглянуть на жертв и палачей глазами своего читателя. Профессиональными приёмами Клэгг заставляет палача, как говорится на жаргоне, – подраздеться.
Исторически сложилось, что общество поручает некоторым людям работу, которую не пожелает исполнять никто другой. Оказывается, таким трудом тоже можно гордиться! Несомненно, грязная работа деформирует личность, но человек никогда бы не стал совершать убийства, не окажись он в нужном месте, в нужное время. Разве его чем-то не привлекло само ремесло палача? Именно это ирландский драматург Мартин МакДонах так точно подметил. Палачами не рождаются, палачами становятся! Палач – диагноз?
Не претендую на роль профессионала, тем более театрального критика, но с восторженным любопытством посмотрел спектакль «Палачи» Пермского театра «У Моста» в постановке выдающегося российского режиссёра Сергея Федотова. Дело в том, что по долгу моего церковного служения, я посещаю осуждённых, преимущественно - католиков в спецучрежедениях. Приходится лицезреть инфернальные, патологические типажи, беседовать и не всегда на религиозные темы. Поделюсь некоторыми наблюдениями не для прокурора, а исключительно в назидательных целях для зрителя.
Несомненно, удачно получился Гарри. Маскообразное лицо душевно деформированного профессионала, его улыбка существует отдельно от глаз, взгляд фиксируется на очередной потенциальной жертве. Для него любой человек опасен. Гарри считает, что в жизни помогут только родственники и близкий круг, те, кто тебе обязан самым дорогим, жизнью. При постоянной работе с уголовным элементом, он привык, даже в безобидной беседе о погоде, держать себя в напряжении. Ирландец владеет пабом, но никто не заметил, чтобы он выпивал на людях! Очень точно схвачено! Несомненно, Гарри может крепко выпить, но поднимет свой бокал только наедине с самим собой или с ближайшим кругом общения. А свои не всегда хотят с ним выпить! Бывает… В профессиональной среде всегда присутствует явная конкуренция и кастовость. Это зарисовки, как говорится, с натуры.
Выпивший человек – душевно обнажённый человек. Все вокруг, кто нетрезв, выглядят полуголыми, ведут развязные и неполиткорректные беседы. Гарри у заветного крана с алкоголем постоянно угощает спиртным. Он всегда на работе, за всеми присматривает, командир при исполнении.
Палач Альберт Пьеррпойнт, конкурент Гарри, имеет больше опыта исполнения приговоров и народную популярность. Тонко подмечены актёром – страшная усталость, неприятие юмора, лающий голос, скандированная речь, как симптомы долгой хронической зависимости. Хорошо показан тип профессионала, испытывающего постоянную головную боль. Случайной жертвой альбертов может стать всякий, кто попался на пути. Например, посетитель кафе или водитель, незадачливо припарковавший машину на чужое место.
По понятным причинам, в тексте пьесы нет брани, но матерная ругань невербально присутствует. Без этого острого ингредиента словесный салат не готов. Давно я заметил, что можно ругаться и проклинать даже без слов. Палач Альберт – демонический ментор-наставник, при этом очень комичный. Он появляется неожиданно, как чёртик из коробки. Он как будто говорит всем: «Кто вы, детки? Что вы вообще об этом ремесле знаете?!»
В пьесе также есть Сид – бывший помощник Гарри. Это психопатичная, маньякальная, похотливая, увлекающаяся натура. Он изгнан из любимой профессии по причине психиатрических и сексуальных особенностей. Скажите, кто добровольно готов оставить любимое дело? Подобные типажи мне почти не встречались. Блеск в глазах Сида крайне зловещий – кривое зеркало души. Однажды я ошибся и принял подобного персонажа за безобидного бомжа, но священнослужитель, обладавший большим опытом, мгновенно поставил меня на место: «Это самый опасный среди уголовников…» Дочь Гарри – Шарли, и странный Муни, типичные постояльцы спецучреждений. Они закомплексованы, опасно заигрались и не заметили, где и как преступили закон. Внешний вид бывает весьма обманчив. В постановке Сергея Федотова это талантливо воплощено.
В финале спектакля, как в реальном мире, не понятно – кого и за что убили, кого за это «присадят», кто действительно виновен, а кто – случайная жертва. На глобальный вопрос мы обычно находим простой русский ответ – какая разница! К счастью, мы в этой жизни не судьи, чаще - зрители. В спецучреждения лучше никогда не попадать, а если на беду угодили – молить о милости Создателя, ибо просить окружающих о снисхождении бесполезно. Оставим высший суд Богу!
Алексей Пирогов, радиожурналист, главный редактор «Радио Мария».