Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

28.10.2016

Мой любимый палач. Пермский театр «У Моста» представил московской публике новейшую пьесу Мартина МакДонаха «Палачи»

Режиссер Сергей Федотов, уже много лет назад влюбившийся в творчество современного английского драматурга, и открывший его для российской театральный публики, остается верен своей любви. За постановку новейшей пьесы МакДонаха он взялся как только это стало возможным. В России он в очередной раз сделал это первым несмотря на то, что МакДонах сейчас, после выхода трех фильмов, поставленных им самим по собственным сценариям в Голливуде («Шестизарядник», «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов»), пребывает на вершине мировой славы. У него есть «Оскар» в категории «Лучший короткометражный фильм», в его фильмах играют ведущие актеры Голливуда. Он отлично вписался в мировой кинематографический истеблишмент как в ипостаси драматурга так и в ипостаси режиссера. Это уникальная история успеха. При этом МакДонах не забывает про то, откуда он вышел, и продолжает писать для театра. Судя по пьесе «Палачи», его мастерство нисколько не потеряло свой блеск. МакДонах по-прежнему великолепно чувствует сценический формат. Он не потерял чутье на сюжет, который может держать внимание театрального зрителя на протяжение нескольких часов.

Все это мы видим в новейшей постановке пермского театра. Несмотря на мрачность сюжета, одним из элементов которого является выяснение количества смертельных казней, которые собственными руками совершил главный герой пьесы, это по-настоящему смешно. Надо отдать должное Сергею Федотову – он отлично чувствует черный юмор МакДонаха, и умеет транспонировать его для русского зрителя. Это дает ему право считаться не только первым, но и по-прежнему лучшим интерпретатором пьес английского драматурга. МакДонаховские сюжеты на русском языке в исполнении русских актеров предстают настолько органичными, что культурные границы стирается у нас на глазах. Гамлетовский вопрос «Что ему Гекуба?» (в данном случае «Что нам палач Гарри?») не повисает в воздух, а рассеивается в нем. Мы чувствуем удивительное неосязаемое родство с палачом, который отстаивает свое право на то, чтобы быть номером один в Британии. Мы вместе с ним задаемся вопросом: «А что если эта казнь стала следствием судебной ошибки, и приговоренный ни в чем не виноват?» – и вместе с ним счастливо его разрешаем. 

Сюжет МакДонаха почти безупречен. Он мастерски обыгрывает стереотипы, которыми начинено сознание современного, глубоко погруженного в кинематографическую культуру, зрителя. Как только драматург подкидывает ему приманку в виде сомнений в справедливости торопливо неловко свершенной главным героем казни над насильником, как он проглатывает ее и начинает ждать возмездия, которое рано или поздно по правилам кинематографической драматургии должно свершиться. И когда в баре, который содержит палач, вышедший на заслуженную пенсию, появляется странный человек, проявляющий недвусмысленный интерес к дочери палача, мучительно переживающей подростковый период своей жизни и страдающей от непонимания взрослых, мы узнаем в нем того самого человека, который помимо того, что стал причиной неправедной суда, должен стать еще и орудием мести однажды позволившему себе небрежность в вынесении приговора правосудию. 

Но в итоге зритель обманывается в своих ожиданиях. МакДонах не позволяет ему увериться в собственном интеллектуальном превосходстве на драматургом и сказать: «Я знал, что все произойдет именно таким образом». Он обводит зрителя вокруг так, что тот получает от этого удовольствие. Актеры театра «У моста» в эту игре драматурга со зрителем добавляют остроты переживаний. Их основное достоинство заключается в том, что они лишены столичного лоска. Мы, конечно, верим тому актеру, который ненароком успел его приобрести, что он в этот самый момент какой-нибудь там Гамлет или король Лир, или еще того хуже Ричард III, но вместе с тем мы можем легко разглядеть вьющийся за ним шлейф светских посиделок, без которых актерская жизнь совсем не та. Если этот шлейф однажды возникает, то в спектаклях по пьесам МакДонаха он слишком бросается в глаза. Возможно, именно поэтому самые удачные постановки его пьес случаются в провинциальном театре «У моста». Не исключено, что не только в России, но и во всем мире. Как знать, возможно, что настоящие ирландцы и аутентичные британские палачи живут не где-нибудь, а в Перми.

Вячеслав Суриков

Журнал «Эксперт»