Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

14.10.2016

Марина Тимашева о спектакле «Лейтенант с Инишмора» театра «У Моста»

Марина Тимашева (Москва) – театральный критик, театровед, журналист, кандидат искусствоведения, редактор журнала «Вопросы театра», обозреватель радио «Коммерсант ФМ», председатель комиссии по критике СТД РФ, педагог в ГИТИСе, глава экспертного совета фестивалей «Мелиховская весна» и «Голоса истории», эксперт премии СТД РФ «Гвоздь сезона» и Премии им. Царева

О спектакле «Лейтенант с Инишмора» театра «У Моста»: Впервые в жизни в этом театре и в Перми я была еще при советской власти, и поэтому у меня впечатления, наверное, немого другие, чем у большинства моих коллег. Я видела спектакли театра «У Моста» в Москве, и на разных фестивалях, в Мелихово и т.д. Это театр - Дом, в котором жить сложно, потому, что дом требует постоянного внимания хозяев, а с другой стороны в этом доме жить хорошо. И репертуар построен. Репертуарный театр - это в первую очередь художественная программа, почти никто думать не хочет - Сергей Павлович Федотов думает, и спасибо ему за это. Построено здание театра построен и «построена» фантастическая труппа: все люди невероятно точно подобраны друг к другу, образуют в каждом спектакле ансамбль. Таким и должен быть русский классический, ансамблевый, психологический театр. Что касается самого МакДонаха, то он говорит о чем-то очень серьезном, но при этом смешным языком, и на этом контрасте рождается необычное качество его драматургии, которое, мне кажется, очень сложно «поймать», у большинства театров, которое мы здесь видели, есть сильный крен в одну или другую сторону. Но ни в одном спектакле театра «У Моста» этого крена нет. То, что вы делаете - не издевательство над автором, не насилие над ним. Режиссер хорошо читает пьесу и понимает особенности стиля конкретного драматурга, а не навязывает ему самого себя, умеет грамотно взять от автора и разобрать с актерами – это и есть мастерство. О сегодняшнем спектакле «Лейтенант с острова Инишмор» - блестяще сделано и сыграно, настоящая политическая сатира. Совершенно поразительно работает Анатолий Жуков в роли Падрайка. Он такой сердобольный палач, нигде нет никакого пережима, перекоса - такое плавающее безумие. Он как ребенок молниеносно переключает внимание и превращается из кровавого истязателя в человека, который полон милосердия к своей жертве. Фантастически играет Мельников: ты видишь внешне изничтоженного, несчастного окровавленного человека, тебе его очень жалко, но с другой стороны - ужасно смешно. Жутко, жалко, смешно одновременно. Бесценна сцена пьяного веселья, такая агония, когда герои уже поняли, что им крышка, и что им остается делать? Такой вот«пир» перед смертью , а не просто очередная пьянка. Потрясающе сделана сцена встречи Падрайка с «друзьями», по телевизору иногда такое видишь - встреча бывших однополчан, как будто жанровая картинка. Ну и совершенно гениально, когда фоном к лирической сцене два «Петрушки» в окровавленных фартуках распиливают застреленных Падрайком штурмовиков ИРА. Мастерски сделано, и, главное, как смешно. Совершенно гениально придумано и сделано, когда персонаж Владимира Ильина говорит о помолвке, благословляет сына, выходит на торжественный, высокий строй: «пока смерть не разлучит вас». И тут в его голосе появляется тайная надежда, что это скоро случится, что оба эти садиста помрут и смерть разлучит нас всех с ними. Гениальность в том, что это не педалируется, не акцентируется, а как-то органично выплетается одно из другого. Ну и финал, сельская идиллия: «Наконец мы все вздохнем свободно, и в Ирландии все будет хорошо». Ну просто «Дядя Ваня»... Чеховский финал, можно сказать, накрыл всю эту кровавую историю.