10.10.2016
Сергей Федотов показал «черную комедию»
В Перми завершился представительный международный фестиваль Мартина МакДонаха. Свои постановки самого популярного ирландского драматурга привезли театры из Ирландии, Шотландии, Польши, Сербии, Черногории, Азербайджана и др. Сам организатор фестиваля Сергей Федотов представил премьеру новой пьесы МакДонаха – «Палачи». Эту пьесу Мартин МакДонах закончил прошлым летом, и уже осенью лондонский театр «Ройял Корт» выпустил спектакль «Палачи» на своей сцене. Право на вторую постановку МакДонах дал пермскому театру «У Моста».
Если верить трюизму, что драматург ставит перед обществом зеркало, то можно сказать, что пьесы Мартина МакДонаха – целая комната зеркал, правда, кривых. Реальность МакДонаха сюрреалистична, она строит гримасы, то пугая гиперреализмом мельчайших подробностей, то растягиваясь куда-то в зазеркальную бесконечность. Узнаваемые черты искажаются самым причудливым образом.
На сцене театра паб, узнаваемый в каждой мелочи, – барная стойка с кранами для разных сортов пива, картинки на стенах, столики. Стеклянная стена, за которой по улице снуют прохожие, льет дождь, сгущаются сумерки. В углу - пьют пиво посетители. Кто бывал в английских пабах окраинных районов узнает сразу этих потертых мужиков точно приросших к своим столикам, сосущих часами свою кружку и долго смакующих любую тему разговора. В этот раз они обсуждают животрепещущую новость - отмену смертной казни в Англии. Тема волнует всех. Особый накал обсуждению придает то обстоятельство, что хозяин паба Гарри (Владимир Ильин) – один из самых известных английских палачей (его конкурент Пьерпойнт держит паб неподалеку).
Среди завсегдатаев выделяется журналист местной газеты хочет взять комментарий хозяина к новому закону (так сказать, узнать мнение палача-профессионала). Выделяется и приезжий парень, задирающий присутствующих и раздражающий своей неуместностью среди завсегдатаев.
Поддавшись напору корреспондента и зуду собственного тщеславия, Гарри соглашается на интервью. Обругав конкурента, с плохо скрытой гордостью Гарри делится в интервью высокими показателями своей работы: повесил 233 человека! И тут интервьюер позволил себе бестактность: намекнул, что один из повешенных был невиновен!
«Скелет в шкафу» палача номер два (который считает себя номером один) извлечен и предъявлен. И далее этот скелет раздражающей тенью присутствует в любых разговорах, любых поворотах сюжета, любых коллизиях. Его оскаленный череп вдруг проглядывает в колкостях и намеках «зловещего незнакомца» Муни (Лев Орешкин). В длинных жалобах дочки Ширли, гротескно и узнаваемо сыгранной Алевтиной Боровской. В привычных перебранках Гарри с его разбитной и усталой женой Элис (Марина Шилова).
Все происходящее осенним днем 1965 года маркировано давним утром, когда повесили сомнительного насильника, уверявшего, что он - невиновен.
Невидимый скелет занимает все мысли действующих лиц. Именно он – пружина стремительно разворачивающегося калейдоскопа событий. Он отравляет воздух, рождает фантомные страхи и ненависть, ярость и желание ударить побольнее.
Воплощением страхов появляется бывший напарник Гарри Сид, рассказывающий о темных предзнаменованиях. Зловещий посетитель Муни играет на нервах, изображая из себя мстителя (то ли друг убитого, то ли ушедший от воздаяния насильник) увозит в неизвестном направлении дочку Гарри.
Напряжение доходит до степени невыносимой. Последняя ключевая сцена протекает в той сгущенной атмосфере, когда любая искра может поджечь цепь взрывов.
Бытовые коллизии закручиваются в узел преступления. Общая взвинченность разрешается самосудом. И хоть ни у кого не было специального умысла, но череда случайностей заканчивается «непредумышленным убийством». Смертная казнь вчера запрещена на государственном уровне, но люди продолжают казнить друг друга, ведомые страхом и яростью.
Актеры театра «У Моста», точно и тонко чувствующие бытовой слой пьесы МакДонаха, этот переход к сгущенному сюрреализму черной комедии пока передают пунктиром. Взрыв формы, когда из быта вырастает гиньоль еще только намечен. Впрочем, хороший спектакль растет обычно не торопясь, и у «Палачей» еще есть время для шлифовки.
Сам же фестиваль пьес МакДонаха в Перми еще раз показал, что «черная комедия» сегодня становится самым востребованным жанром не только на театральных подмостках, но и в окружающем мире.