Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

28.09.2016

Ольга Булгакова (журнал «Современная драматургия») о гастролях театра «У Моста» в Москве

В театр «У Моста» я впервые попала лет 10 назад. Первым посмотренным спектаклем был «Термен» с Владимиром Ильиным в главной роли. Это был блестящий спектакль. В фойе стоял настоящий терменвокс и желающие могли попробовать на нем поиграть во время антракта. 

Потом было посмотрено много удивительных умостовских спектаклей. Два года назад был потрясающий макдонаховский фестиваль. И было очень-очень жаль, что в прошлом году второй планировался, но не состоялся. В этом году все получилось (получится – тьфу-тьфу). И все будет. И это очень здорово!  Накануне открытия Второго международного фестиваля Мартина Макдонаха пермский театр «У Моста» во главе со своим невероятно, невозможно энергичным руководителем провел пятидневные гастроли в Москве на сцене учебного театра ГИТИС. Все пять привезенных спектаклей – по пьесам Мартина Макдонаха, четыре из них уже несколько лет идут на сцене театра, пятый же – российская премьера новой пьесы англо-ирландского драматурга «Палачи».  Театр «У Моста» - это всегда праздник, высокая планка, знак качества, фирма. Актерский состав иногда меняется – но спектакли живут и они прекрасны. Все пять спектаклей прошли с полным аншлагом: в Москве у театра немало друзей и почитателей. А еще знаю точно – и, считаю, это очень ценно - театр и драматург обрели новых поклонников среди молодых студентов ГИТИСа – будущих театроведов, которые были готовы стоять весть спектакль – и стояли! 

Два из пяти привезенных спектаклей получили наибольший резонанс – это премьерные «Палачи» и «Лейтент с Инишмора». 

Если покопать старые интервью Макдонаха, его беседы с известным журналистом Финтаном О’Туллом, то можно найти упоминание о замысле пьесы об английском правосудии: Макдонах задумал ее в еще конце 90-х, но написал только в 2015-м, и тут же получил за пьесу престижную премию. В прошлом же году состоялась ее мировая премьера – «Палачей» сыграли в лондонском Ройял Корте. Сергей Федотов поставил эту пьесу впервые в России. 

Для постановки ирланских пьес Макдонаха актеры во главе с Сергеем Павловичем ездили в Ирландию, чтобы на месте изучить быт и, если так можно сказать, дух (душу?) ирландской глубинки, и многие привезенные из этой поездки артефакты стали составляющими декораций или экспонатами открытого к прошлому фестивалю музея Макдонаха. А в «Палачах» на сцене, как и заявлено в программке – настоящий английский паб. Не удивлюсь, если они ездили и в Англию, и отодрали откуда-нибудь настоящую родную английскую барную стойку и притащили ее в Россию – с них станется) 

Новая пьеса Макдонаха о том, что палач может оставаться таковым и после отмены смертной казни, после ухода с официальной государственной службы, оставаться палачом не по должности, а по сути. О том, что скрытые в глубинах человеческой души мотивы совершаемых действий – неизвестны и непредсказуемы. Затронута здесь и любимая Макдонахом тема взаимоотношения детей и родителей. В общем, театроведам будет что разгадывать и о чем писать статьи. Спектакль прошел с сумасшедшим аншлагом, не знаю – хватило ли всем желающим стоячих мест? 

И второй спектакль, который нашумел не меньше «Палачей» – «Лейтенант с Инишмора», не только из-за блестящей – как и всегда – игры Владимира Ильина, Сергея Мельникова, Льва Орешкина, Анатолия Жукова, Анастасии Перовой и других актеров. Но из-за главного героя – кота. Об артисте театра, шикарном черно-белом коте Семене говорить начали заранее, за несколько дней до его предполагаемого выхода на московскую сцену. Только приехав в Москву, Семен тут же потерялся – пропал из своей переноски на Ярославском вокзале. Не знаю, было ли это правдой или розыгрышем – я переживала чудовищно. И когда он нашелся, искренне радовалась. Поразило поведение кота на сцене – он не только совершенно спокойно вел себя, но и не хотел уходить после спектакля: зацепился лапами за декорации и оторвать его не смогли! Какое-то время Семен вообще находился на сцене один, спокойно разгуливая, пока Владимир Ильин не забрал соскучившегося по сцене актера. 

Но самое интересное, что Сергей Федотов загадал (об этом он говорил журналистам на пресс-конференции), что если найдется Семен – то сам Мартин Макдонах приедет на фестиваль. Так что теперь собираюсь в Пермь и жду встречи!

 

Ольга Булгакова

Журнал «Современная драматургия»