Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

28.09.2016

За свободу и котиков

«Благими намерениями вымощена дорога в ад» – именно это крылатое выражение лучше всего характеризует пьесу Мартина МакДонаха «Лейтенант с Инишмора2, представленную пермским театром «У Моста» на сцене московского ГИТИС-театра. Прикрываясь громким лозунгом «За свободную Ирландию!», герои спектакля превращают в нескончаемый кошмар жизнь не только врагов, но и друзей, чужих и своих, виноватых и правых – всех без разбору.

Особенно в искусстве неоправданной жестокости преуспел лейтенант Падрайк (Анатолий Жуков), настолько свирепый, что его боится даже собственный отец. А сам Падрайк, как это ни удивительно, страшится в жизни лишь одного – потерять домашнего любимца Малыша Томаса. Известие о том, что коту «нездоровится», заставляет его бросить пытки очередного незадачливого преступника и примчаться на родной остров, прямиком в ловушку.

Предваряя спектакль, его режиссер, а вместе с тем художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов обозначил, что это, пожалуй, самая «хулиганская» и «дурацкая» пьеса МакДонаха. И действительно, на сцене царит настоящий абсурд: кровь льётся рекой, как добрый ирландский эль, гуталином красят кота (конечно же, ненастоящего), ослеплённые повстанцы пытаются застрелить Падрайка, а вместо этого стреляют то в зал, то в стену. Полнейшее безумие, прикрытое пафосом борьбы за свободу.

«Мы освобождаем Ирландию не только для школьников и их милых подружек, а также ещё не родившихся детей. Нет же. Мы освобождаем её в том числе для наркоманов, для воров, для наркодилеров! Для всех!» – произносит один из «боевых соратников» Падрайка Кристи (Андрей Одинцов). И в этих словах МакДонаху удаётся тонко подметить главное: насилие, за какими бы благими целями оно не скрывалось, остаётся насилием, и мир после него никогда не станет лучше и чище. Перешагнув через мораль, оказываешься вовсе не в Раю, а в самом настоящем аду вместе такими же, как ты – друзьями, готовыми предать, и любимыми, готовыми убить. За абстрактную свободу можно бороться бесконечно, забывая о главном и конкретном – любви, милосердии, простом счастье жить в мире с близкими и в гармонии с миром.

Театр «У Моста» играет пьесу МакДонаха смешно, по-хорошему злобно и максимально близко к оригиналу. И это касается не только текста. Аутентично выглядят декорации: дом отца Падрайка, зеленые заросли возле него, ветхая мебель. В театре очень бережно относятся к натуралистичности фактуры и большое внимание уделяют деталям. Совсем недавно спектакль «Лейтенант с Инишмора» вернулся в афишу театра после перерыва, во время которого Сергей Федотов побывал на Инишморе, напитался атмосферой и укладом жизни ирландских островитян и перенёс свои впечатления в спектакль, обновив сценографию.

Атмосферности «Лейтенанту» добавляет и музыка, которая звучит не только во время самого действия, но и в антракте. Решившие не покидать зал во время короткого перерыва, могут сполна насладиться ирландскими мотивами. Но самой яркой деталью, а точнее, полноправным участником действия и главным виновником всей той «мясорубки», что происходит на сцене, является кот. Малыша Томаса в спектакле играет кот Семён, которому в Москве удалось заварить кашу, не хуже, чем его персонажу.

 Прибывший поездом на Ярославский вокзал вместе со своим хозяином артист-Семён бесследно исчез, стоило ему только выйти из переноски, чтобы отдышаться. Кота искали артисты, москвичи, а также жители других городов и даже стран. Весть об исчезновении Семёна облетела массу СМИ. И за день до спектакля Семён, наконец, нашёлся. Вдруг вышел из-за кустов, за которыми исчез. Мистика. Как, впрочем, и всё в театре «У Моста».

Как пояснил перед началом спектакля Сергей Федотов, Семён объявился в 17 часов по Москве, то есть в 19 часов по Перми – ровно к началу спектакля, как истинный артист. Впрочем, зрителям удалось стать не только свидетелями пунктуальности Семёна – кот в финале спектакля вальяжно вышел на сцену в нужный момент – но и его прекрасной актёрской игры. Семён, как и полагается по роли, вёл себя совершенно спокойно и практически безразлично.

Неторопливо, ничуть не смущаясь сотни глаз, Семён пересёк сцену, уселся на подоконник и мирно на нём сидел, даже когда отец Падрайка Донни (Владимир Ильин) и его сосед Дейви (Лев Орешкин) наставили на него оружие. А по какому поводу, собственно, стоит волноваться коту, который только что вдоволь нагулялся и вернулся домой перекусить и поспать? Не переживать же ему из-за горы трупов – сами виноваты, не его это кошачье дело.

 

Людмила Прохорова

Портал Ревизор.ру