04.07.2016
В театре «У Моста» разливали пиво с запахом смерти
В Пермском театре «У Моста» состоялась премьера спектакля по новой пьесе Мартина МакДонаха «Палачи». Это первая в нашей стране и вторая в мире постановка пьесы всемирно известного драматурга. «Палачи» – произведение долгожданное, ведь с публикации прошлой пьесы Мартина МакДонаха – «Безрукий из Спокэна» – прошло пять лет.
«Палачи» опубликованы летом прошлого года, а уже осенью состоялась премьера в Лондонском театре «Royal Court». Эта постановка получила общественный резонанс и премию Лоуренса Оливье за лучшую новую пьесу и лучшее оформление сцены.
И вскоре пришла пора премьеры в России. Можно сказать, что у худрука театра «У Моста» Сергея Федотова эксклюзивное право ставить первым новые пьесы МакДонаха в нашей стране. Ведь именно Сергей Павлович спектаклем «Сиротливый Запад» открыл ирландского драматурга для российских театров, где этот автор обрёл большую популярность. Премьеру «Палачей» можно назвать важным событием в театральной жизни России. По словам самого Федотова, несколько театров уже запросили у него перевод этой пьесы, выполненный доцентом пермского политехнического университета Еленой Мамоновой.
В «Палачах» Мартину МакДонаху удалось совместить самые удачные приёмы своих ранних (Линэнская трилогия) и поздних пьес («Человек-подушка», «Безрукий из Спокэна»). От первых здесь яркий национальный колорит, но только не ирландский, но и английский. А от вторых - сжатый объем времени и места действия, которое развивается в течение двух дней, и лишь пару раз ненадолго покидает стены паба.
Паб по сюжету расположен в английской провинции, и владеет им вместе с женой Эллис (Анастасия Перова) и дочерью-подростком Шарли (Алевтина Боровская) Гарри Уэйд (Владимир Ильин), палач Британии номер два. Время действия – 1965 год.
В день отмены смертной казни в Англии уютное спокойствие паба нарушает журналист Клэгг (Василий Скиданов), который очень хочет взять интервью у последнего официального палача Великобритании и напоминает Гарри о казни маньяка Джеймса Хеннеси (Андрей Воробьёв), чей смертный приговор, возможно, был ошибкой. А затем в пивной появляется некто Муни (Лев Орешкин), странный паренёк, который, кажется, совсем не случайно забрёл в паб к отставному палачу, и видимо, что-то знает о том самом деле Хеннеси. Ещё в паб заявляется Сид (Илья Бабошин), бывший помощник Гарри, который вспомнил об одном их деле... Вы уже сами понимаете, каком именно.
Несмотря на камерность происходящего, «Палачи», пожалуй, самая мрачная и жёсткая пьеса МакДонаха, но не за счёт напускной жестокости, крови или трупов. Здесь этого гораздо меньше, чем в некоторых других пьесах и фильмах драматурга. «Палачи» пугают своим постепенно нагнетаемым напряжением с последующим мощным «взрывом». Но как это обычно бывает у МакДонаха, жуткое органично переплетено с забавным. Чёрного юмора и иронии здесь хватает с избытком. Герои шутят и острят, даже когда палач накидывает кому-то петлю на шею. Недаром в программке театра «У Моста» спектакль «Палачи» назван «мрачной комедией».
Умение балансировать между мраком и светом текста МакДонаха режиссёр и сценограф Сергей Федотов демонстрирует с самого начала спектакля, когда на сцене тёмная и тесная камера буквально за несколько мгновений превращается в большой светлый, детально воссозданный паб, где хозяин, только что на глазах у зрителей казнивший человека, спокойно разливает пиво гостям.
К финалу именно паб станет местом очередной казни, а один из героев справедливо заметит: «Здесь пахнет смертью». А чём ещё может пахнуть в заведении, принадлежащем человеку, на счету которого 233 повешенных? Не пивом же... Конечно, это всё аллегории, и со сцены театра «У Моста», не пахнет ни гибельным смрадом, ни даже щедро разливаемым для артистов безалкогольным пивом. Зато там постепенно возникает напряжённая, разбавляемая порой юмором атмосфера, словно петля, стягивающая зрительское внимание.
Появляется этот эффект благодаря тому, что спектакль строится на многочисленных диалогах – словесных поединках между разными героями, лицом к лицу. В этих диалогах каждая фраза при малейшей ошибке, как в опасной игре, может закончиться трагедией.
И главный игрок здесь отнюдь не отставной палач, ведь он постоянно проигрывает в этих словесных дуэлях. К тому же весь спектакль над ним постоянно висит тень Альберта Пьеррпойнта – палача Британии номер один. Это реальная, и легендарная личность. За свою карьеру он казнил более шестисот человек. Такая разница в счёте, и любое сравнение с Пьерпойнтом жутко раздражает Гарри Уэйда. Хотя этого героя ведущий артист театра «У Моста» Владимир Ильин изображает мужчиной довольно чопорным и строгим, сохраняющим каменное спокойствие в любой ситуации. Причём, невозмутимость своего героя Ильин показывает с двух полюсов: вначале спектакля это спокойствие джентльмена, но в конце оно оборачивается хладнокровием хищника, вцепившегося в жертву. При этом Гарри сам оказывается жертвой той игры, которую ведёт Муни, странный паренек.
Мартин МакДонах обожает делать основным «двигателем» сюжета психопатов, попирающих все возможные нормы и правила, он даже фильм снял, который так и называется - «Семь психопатов». Муни – типичный макдоноховский психопат, своеобразный Трикстер, сначала взрывающий, а потом всецело захватывающий в свои руки ситуацию. Артисту Льву Орешкину удалось убедительно показать цинизм и издевательское лукавство этого героя, постепенно «снимая» с него маску просто нахального парня, под которой оказывается крайне опасный и хитроумный тип.
В одной из самых ярких сцен спектакля дочь палача Шарли остаётся наедине с Муни, и здесь он предстаёт уже как змей-искуситель, в глазах которого сверкают искорки безумия. Шарли – стеснительная, неказистая девочка-подросток, блистательно сыгранная Алевтиной Боровской, так сильно запуталась в проблемах своего переходного возраста, что и сама рада поддаться своеобразному обаянию странного гостя.
Хотя в «Палачах» подобные диалоги-дуэли выстроены и сыграны безупречно, в массовых сценах спектакль пока «проседает», в чём чувствуется лёгкая поспешность, с которой он был поставлен. Вначале немного сложно было вникнуть в непростое плетение реплик, которыми обмениваются посетители паба. А коллективный взрыв патриотизма героев, выраженный в исполнении хором «God save the Queen» выглядит слегка неуместным. Хотя в этой придуманной сцене спектакля и репликах, вроде «Немцы нам не друзья, и никогда ими не станут» можно увидеть, как считает сам Сергей Федотов, поистине мистическое совпадение даты российской премьеры «Палачей» и скандального «Брейкзита».
Ещё режиссёр пытался выделить второстепенных персонажей этой самой густонаселённой пьесы МакДонаха, но это удалось лишь отчасти. Из всех гостей паба выделяются разве что алкаш Билли (Сергей Мельников) и незадачливый инспектор Фрай (Вячеслав Леурдо). Впрочем, всё это не мешающие восприятию, исправляемые со временем недостатки, которые не мешают «Палачам» к финалу с каждой секундой становится только ярче, напряжённее и веселее.
Развязка, в которой один палач (совершенно инфернальный выход Александра Шаманова) «ставит на место» другого, одновременно самый страшный и весёлый эпизод спектакля. В этой сцене простое падение стула вызывает жуткую оторопь, но именно здесь зритель смеётся больше всего. Сергею Федотову удаётся сделать так, чтобы в «Палачах» страшное пугало до ужаса, а смешное веселило до колик, и при этом одно не брало верх над другим, а вместе создавало цельный и очень сильный спектакль.
Возникает эта цельность и благодаря раскрытию режиссёром основной темы «Палачей». Как и в любом сложном произведении, здесь можно отыскать множество затронутых проблем, но главная в новой пьесе МакДонаха - это тема ошибки и её последствия. Все герои здесь по-своему ошибаются, и так или иначе вынуждены расплачиваться за это.
Только насчёт того, была ли совершена положенная в основу всего сюжета «Палачей» судебная ошибка, мы так и не узнаем. Это ещё один излюбленный приём Мартина МакДонаха – «лабиринт без выхода» – вопрос, на который каждый должен выбрать ответ сам. Режиссёру ничего не стоит в своей трактовке пьесы качнуть весы этого выбора в ту или иную сторону, но Сергей Федотов не стал бы главным специалистом в России по постановкам этого драматурга, если бы так обращался с его пьесами. Поэтому и в спектакле не ясно до конца: кто был казнён – убийца или невиновный? Каждому зрителю позволено решить эту дилемму по своему, пока в финале профессиональные убийцы, с ностальгической тоской в голосе вспоминают «старые добрые времена», когда они вешали людей, абсолютно не думая о последствиях для себя.
Григорий Ноговицын
Новости Перми и Пермского края