29.06.2016
Анастасия Петрова о спектакле «Палачи»
«…Если коротко – пьеса – это зарисовка пары дней из жизни палача Гарри, владеющего пабом. В Англии как раз отменили смертную казнь, что не может не повлиять на жизнь Гарри... Пьеса очень... макдонаховская, иначе не скажешь. Это заигрывание с черными юмором и вопросами жизни и смерти.Это мгновенные переходы от «очень страшно» до «очень смешно». Это совершенно невозможное сочетание трагедии и комедии. И, как и весь Мартин МакДонах, «Палачи» очень человеческие. Не про гениальность, не про успех и не про любовь – а именно про людей. Зависть и эгоизм. Подростковый максимализм и желание быть лучше. Страхи и надежды. Радует, что Мартин МакДонах в «умостовском» прочтении опять сохраняет именно эту человечность - как в «Калеке из Инишмана», как в «Безруком из Спокэна», актеры театра создают очень узнаваемые образы. Не очень счастливой в браке женщины, старающейся быть на стороне мужа, но не особо уважающей его. Девочки-подростка, запутавшейся в собственных пубертатных эмоциях. Алкоголиков – завсегдатаев бара – не готовых признать себя алкоголиками. Человека, привыкшего быть на вторых ролях.
Актеры второго плана в этом спектакле совершенно потрясают: причем не только в своих репликах, но и во время монологов других персонажей. Есть момент в «Палачах», когда разговаривают два палача – Альберт и Гарри. На сцене находятся почти все персонажи – но они лишь тени, замершие на месте и не вмешивающиеся в разговор. При этом каждый живет своей жизнью, выражением лица, вздохом, поворотом головы рассказывая историю своего персонажа и его мыслей в этом момент: испуга, неловкости, злости.
Особо хочется отметить актеров, исполнявших Сида и Эллен – по-моему, это Анатолий Жуков и Анастасия Перова. Первый прекрасен в качестве «маленького человека», изо всех сил пытающегося быть заметным перед палачом Гарри, откровенно кричащего «я важен, я нужен!» - но которому раз за разом напоминают, даже в самой критической ситуации - нет, не важен, не нужен. Потрясающе, насколько даже в сценах диалогов, когда работают два персонажа истории, Сид умудряется оставаться тенью, номером вторым, отступать на задний план. Эллен – совсем иная. Очень женственная, с внутреннем стержнем – привлекающая к себе внимание даже в тени, на втором плане. Очень остро и ярко сыгранный внутренний конфликт между тремя ипостасями – женщины, жены и матери. Изящество и подчеркнутая женственность, особенно ярко заметная в совместных сценах с угловатой дочкой-подростком.
Но вернемся к главному герою – палачу Гарри. Не сказала бы, что это лучшая виденная мной работа Владимира Ильина – но, как я уже писала выше, это вопрос «обкатки» спектакля, «спотыкания» на репликах и лишние паузы уйдут. В пьесе есть моменты, когда Ильин абсолютно неподражаем и убедителен. Интересно, как актер «делит» жестами и интонациями две ипостаси Гарри – палача и бармена. И как постепенно палач вытесняет свое альтер эго. Причем у меня было ощущение, что ко второй части спектакля Ильин «разыгрался», почувствовал зрителя – и его палач Гарри стал ярче и вывереннее. Вторая половина спектакля, кстати, вообще насыщеннее и смотрится на одном дыхании – если первая больше «зарисовки из жизни», то вторая – по сути и есть раскрутившаяся в спектакле история.
Теперь о режиссуре. Сергей Федотов, безусловно, гениален. В который раз он использует небольшое пространство сцены, чтобы идеально воссоздать кусочек неидеального мира. Паб на сцене настолько паб, что к антракту ужасно хотелось курить (хотя я не курю) и пива. Я считаю, что театру совершенно необходимо договариваться с каким-нибудь пабом и продавать в антракте «Пиво от Гарри». Добавляет ощущения реальности и давно и очень удачно используемый Федотовым прием – запахи на сцене. Аромат трубочного табака, запах сигаретного дыма... Радует, что камерность зала театра позволяет так здорово пользоваться в дополнение к звуку, свету, декорациям еще и запахами.
Звук и свет, как и традиционно «У Моста» – выше всяких похвал. Театр пользуется светописью как частью декораций и актерских интонаций, режиссер расставляет акценты, дополняя и вычленяя актерскую игру. Я уже как-то писала, что работа со светом превращает сцену «У Моста» в камеру Обскура, когда каждая эмоция и движение на небольшой сцене сконцентрированы и подчеркнуты, выделены жирным шрифтом, сделаны четче и весомее.
Расположение на сцене (и за сценой, задник тоже используется как часть истории – прозрачная витрина паба) актеров – своеобразный балет в драме. Федотов до миллиметра использует пространство, играет с ним, заполняет его движениями и смыслами. Пространство оказывается не только многофункционально, как это часто бывает «У Моста» – но и многослойно. Именно эта многослойность сцены, кстати, во многом позволяет актерам второго плана быть не простыми статистами, но активными участниками действия даже в сценах монологов и диалогов.
В конце спектакля аплодировали стоя. «Умостовцы» и Мартин МакДонах этого заслужили. «Палачи» – очередной яркий пример того, что смесь пермского театра и ирландской драматургии – совершенно потрясающий рецепт нефильтрованного искусства для любителей темного юмора. С оттенками ячменя и солода».
Анастасия Петрова