20.05.2016
Пермская версия «Калеки с Инишмана» открыла Тамбову МакДонаха-гуманиста
Конкурсную программу Рыбаковского фестиваля в Тамбове завершил пермский театр «У Моста» спектаклем по пьесе Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана».
Жестокость и агрессия, физическое и психологическое насилие, убийства – такие слова обычно стоят рядом с фамилией ирландского драматурга, голливудского режиссера МакДонаха.
Но от пермяков в Тамбове ждали другого МакДонаха – гуманиста и человеколюба – такого, каким видит его художественный руководитель и основатель театра «У Моста» Сергей Федотов.
Так и получилось, акценты были расставлены иначе, чем в постановке той же пьесы в Тамбове.
О том, что есть МакДонах, и как театру удалось попасть в его стилистику, эксперты X Межрегионального театрального фестиваля имени Н. Рыбакова говорили на обсуждении спектакля.
«Я хорошо знаю эту пьесу, у нас идет этот спектакль. Я думала, что вы, напротив, будете более жестче.. Наш спектакль, как ни странно, не потому что он лучше или хуже, достаточно жестко был принят и публикой, и чиновниками. А вас видите, как приняли! Это не обида, нет. Я просто рассуждаю. Значит, вы были убедительнее, правдивее, смогли донести больше - то, чего не удалось нашему театру», – заметила член жюри, лауреат премии «Актриса России» 2015 года, актриса тамбовского драматического театра Ирин Горбацкая.
Эксперт фестиваля, член жюри, актриса Ольга Яковлева с творчеством современного ирландского автора оказалась не знакома, а потому испытала «смешанные чувства»:
«Мне показалось, что язык грубоват, топорен, даже натужен в некоторых местах, балансирует между нарочитой ирландской грубостью и натурализмом...Включиться в это дело мне трудно. Какие-то смешанные чувство я испытала. Чего-то перебор. Казалось, реализм для этой пьесы не был найден. В конце первого акта подумалось о Солженицыне, который говорил, а зачем искусство - затем, чтобы выразить нежные свойства души. Так где они здесь?»
Профессор Владимир Пеньков погрузился в детали, насчитав на сцене 92 предмета, и увидел символ в каждой вещи:
«Когда утопаешь в этих деталях, то получается, что каждый предмет на сцене - это и есть один тот самый камешек, с которым можно либо поговорить и прослыть дураком и идиотом, либо набрать в мешок и свести счеты с жизнью».
Пеньков признался, что ему было сложно понять жанр, а потому он для себя определил его как «инклюзивная спасительная любовь в двух действиях с одним антрактом».
«Мне показалось, что эта идея инклюзивного существования связана не с тем, насколько люди физически несовершенны, насколько они страдают от наличия барьерной среды. Инклюзив заключается в том, что разум и душа не стыковываются у значительной части людей, и какие бы выкрутасы драматург не устраивал в этой пьесе, всё говорит о том, что наша рациональная жизнь абсолютно вышибает жизнь душевную. Когда мы, пройдя через вполне определенные испытания, через собственную глупость, собственный идиотизм, самовозвышение и гордыню, начинаем понимать, что душа - это нечто более значимое, чем рациональная система мышления2.
Театровед Евгений Авраменко сравнил МакДонаха с Чеховым: «Когда есть ненависть, и в то же время в жестких условиях есть лиричность».
Заслуженный деятель искусств Валерий Подгородинский признался, что в финале спектакля у него перехватило дыхание: «Трудно было заразить меня, тем более, что я не такой большой поклонник МакДонаха как, условно говоря, Гоголя, но, тем не менее, он меня захватил».
Сдержаннее высказалась театральный критик Ольга Галахова: «Как бы я не любила театр «У Моста», но сегодня я не могу отдать предпочтение этой версии. С одной стороны, подкупает актёрское существование, которое стремится к подробности, но здесь достоинство оборачивается недостатками - слишком старательно. Нельзя, чтобы все слова были важными... В результате - актерское послание теряется, потому что энергия произношения оказывается важнее цели присутствия».
Кто такой калека с острова Инишман, задалась вопросом Галахова: «Это человек, у которого не было права на рождение и на жизнь, это человек, который борется с судьбой».
В целом в ходе обсуждения всё сводилось к тому, что театр «У Моста» настолько самодостаточен, что играют в нем ту драматургию, которую только там и знают как играть, ведь Сергей Федотов - тот, кто открыл МакДонаха театральной России.
Светлана Соловьева
OnlineTambov.ru