Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

19.05.2016

Пермский театр «У Моста» покажет в Тамбове другого МакДонаха

МакДонах взорвал театральный Тамбов год назад. Тогда драматический театр впервые показал спектакль по пьесе ирландского драматурга - голливудского режиссера, известного по фильмам «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов», «Шестизарядник».

Тамбовская версия «Калеки с острова Инишмаан» в постановке ташкентского режиссера Георгия Дмитриева вызвала тогда волну зрительского недоумения. Слова «затрахал», «твою мать», «сучка», «хрена лысого», «дурра», «долбаные конфетки» и другие ругательства из уст главных героев и было тем самым, что так смутило сидящих в зале.

Одни отрицали такой театр, другие утверждали, что, несмотря ни на что, МакДонах для Тамбова – прорыв.

Кто такой Мартин МакДонах, лучше всех знают в пермском театре «У Моста». Художественный руководитель, режиссер и основатель театра Сергей Федотов считается первооткрывателем ирландского драматурга в России, «проводником» МакДонаха в российские театры.

В эти дни театр «У Моста» с Сергеем Федотовым находится в Тамбове как участник десятого театрального фестиваля имени Николая Рыбакова.  «У Моста» – это тот театр, где поставили все семь пьес Мартина МакДонаха, где досконально изучили его творчество, издали единственную в мире книгу про МакДонаха, где второй год проходит фестиваль его имени, участниками которого становятся театры разных стран мира.

Случай или закономерность, но пермяки привезли в Тамбов ту же самую пьесу – «Калека с Инишмана». Этот спектакль в 2010 году стал лауреатом премии «Золотая Маска». 18 мая спектакль оценят тамбовские зрители и критики Рыбаковского фестиваля.

МакДонаха называют Тарантино в театре. Жестокость и агрессия, физическое и психологическое насилие, убийства - такие слова обычно стоят рядом с его фамилией, с чем Сергей Федотов не согласен. Не жестокость –а любовь, не психопат, а гуманист, уверен Федотов, а еще он выступает категорически против мата и «чернухи», в которую превращают МакДонаха другие театры.

«Я ставил только классику – мне недостаточно было сложности, глубины в современной драматургии, и вдруг в Праге я увидел спектакль «Сиротливый Запад», который имел такую силу, что я понял: МакДонах классик и гений. Сила его в том, что все его пьесы, все его произведения учат любви, доброте в наше жесткое время. Я посмотрел огромное количество российских спектаклей по МакДонаху: везде на поверхность берут жестокость, его брутальность, его черные комедии. Я категорически против этого, потому что все его герои внутри очень добрые очень человечные. Мы являемся не только первооткрывателями и носителями стиля МакДонаха, но еще и несем миссию - открыть российским театрам, что, по-настоящему, МакДонах - гуманист, он никогда не педалирует жестокость и какие-то негативные черты людей»,– сказал ИА «Онлайн Тамбов.ру» художественный руководитель  театра «У Моста» Сергей Федотов.

В спектакле театра «У Моста» нет брани. С одной стороны, это какой-то «другой» МакДонах, Федотов же считает, что - истинный.  Театр «У Моста» – носитель стиля МакДонаха.

«У нас нет никакой брани. Я абсолютно спокойно обхожусь. Часто переводчики МакДонаха делают ошибку, потому что в английском, ирландском слово «fucking» обозначает совершенно не то, что наш русский мат. fucking – это «прекрасно», fucking – «удивительно» , fucking – «здорово». Это совсем другое, а у нас переводят дословно и заполняют действие русским матом, но русским матом ирландские люди не могут говорить. Мы категорически против этого, а то, что жесткие сюжеты, жесткие истории – у МакДонаха это так. Но таким образом он призывает к гуманизму. Посмотрев огромное количество российских спектаклей, в них меня раздражает чернуха, из-за этого я решил проводить фестиваль, чтобы показать, что МакДонах он не такой, он не о жестокости и не о садизме», – объяснил Федотов.

В каждом спектакле театр «У Моста» ищет натуральное, настоящее. Чтобы погрузить в МакДонаха, Федотов трижды слетал в Ирландию, был на островах. В спектакле, который покажут тамбовчанам, есть настоящие раритетные вещи, которые режиссер привез с Инишмана.  Актеры долгое время общались и репетировали с больным церебральным параличом (ДЦП страдал герой пьесы калека Билли). 

Режиссер Сергей Федотов во многом видит знаки и провидение сторонних сил, которые ведут человека по жизни, вот и свою встречу с Мартином МакДонахом называет не иначе как мистикой. В Ирландии Федотов встречался с английским театральным критиком Патриком Лонерганом – автором книги «Театр и фильмы Мартина МакДонаха». При сотрудничестве с театром «У Моста» книга впервые вышла на русском языке.

«Мы поговорили с Патриком, я вышел и пошел по городу. Вижу – из паба выходит МакДонах. Я говорю, привет Мартин, он спрашивает, ты кто, говорю Федотов. «Аа, фестиваль! Спасибо, что популяризируешь мои пьесы в России»... Мы сразу поняли, что близки. Все говорили, что он сноб. Но нет. Оказалось, что он такой, каким я себе его и представлял. Большой, высокий с голубыми глазами, он как ребенок. Наша встреча – это мистика. МакДонах родился в Лондоне и постоянно живет там, а сейчас снимает в Голливуде свой четвертый фильм. В день нашей встречи он прилетал в Ирландию всего на один день. В этом баре у него была встреча с артистами, именно в ту секунду, когда я проходил, он вышел и вероятность того, что мы встретимся была один к миллиону. Это притяжение! Доказывает, что есть процессы, которые нас сталкивают, энергия, которую мы не видим».

Об энергии вообще и силе воздействия на зрителя Федотов много говорил на мастер-классе, который прошел в тамбовском драмтеатре в рамках Рыбаковского фестиваля. На тренинге Федотов, словно иллюзионист, притягивал вилки, без помощи рук удерживал фужер на лбу, со словами «Актер может всё» учил артистов внутренней силой тушить свечу: 

«Она материальная, она чувствуется, она слышится. Она висит в воздухе, она вибрирует. Во время спектакля возникает такая наэлектризованная тишина и зритель включен в эту атмосферу. На основе таких тренингов проходит работа моего театра уже 27 лет. После каждого спектакля возникает катарсис, зрители получают эмоциональный заряд, каждый спектакль - очень мощный выплеск энергии».

 

Светлана Соловьева

OnlineTambov.ru