Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

05.01.2017

Игорь Тюленев. «ХАНУМА» в Пермском театре «У Моста»

В конце 2016 года 28 декабря к традиционным «Рождественским встречам» наш знаменитый театр поставил искромётный музыкальный спектакль по пьесе грузинского драматурга Авиксентия Цагарели «Ханума». Кстати – впервые в Перми! Это уже седьмая театральная премьера. 

Артисты театра работают напряжённо. В 2016 году было показано 484 спектакля … Если б я так пахал, то уже давно стал бы русским классиком… Ну да, как говорится в нашем любезном моему сердцу народе «… если бы да кабы». 

Искрометная лезгинка в начале спектакля переносит зрителя от Уральских суровых гор на солнечные горы Кавказа! Ведь все мы, рожденные на Урале, немного горцы! Тем более по материнской линии я сам из терских казаков. Помню, в детстве на Новый год мама сшила мне чёрную черкеску с газырями и пояс, на который я прицепил деревянный кинжал, купленный в Пятигорске, когда мы гостили у бабушки. И я, «суровый первоклашка», с упоением танцевал лезгинку у пышной школьной ёлки родного сплавного участка на Каме. 

Да я бы и сейчас походил с газырями по Перми, пугая своих недоброжелателей, да вот жаль, что та черкеска стала мне коротковата…  После спектакля девушка по имени Варвара сказала: « Ах, ничего лучше чеченской лезгинки я не видела!». Добавлю, что у всех народов Кавказа лезгинки прекрасные! Напомню, что черкески носили чёрного, коричневого, белого, серого цвета, но никогда голубого или розового! А я, в отличие от девушки Варвары, видел ещё и казацкую боевую лезгинку – очень впечатляет! 

Ойся, ты ойся, 

Ты меня не бойся, 

Я тебя не трону, 

Ты не беспокойся. 

Но вернемся к нашему спектаклю, действие которого происходит в Тифлисе в предместье Авлабар в конце 19 века. Моё поколение помнит «Хануму» Ленинградского театра БДТ в постановке Г.Товстоногова… 

Но у главного режиссера Сергея Федотова спектакль получился совершенно другим и очень современным. Получился спектакль-праздник! Пересказывать сюжет не стану, а вот об артистах скажу несколько слов.  Картину «Завтрак аристократа» одно из самых узнаваемых полотен русского художника Павла Федотова напомнил мне актер Сергей Мельников, сыгравший нищего грузинского аристократа князя Вано Пантиашвили. Сказать, что играл блестяще – этого мало – нужно смотреть! Хочу отметить и Анастасию Перову – главную героиню и примадонну театра, сыгравшую очаровательную, весёлую и даже немного хитрованку – сваху Хануму. Вспомню и «умопомрачительного», как о нём пишут театральные зрители, Владимира Ильина, сыгравшего местного купца, помешанного на княжеском гербе… Ну и, конечно, художественного руководителя Сергея Федотова которому огромное спасибо за такое истинно праздничное завершение тяжёлого високосного года! 

Особую благодарность за помощь в постановке спектакля хотелось бы высказать грузинской и дагестанской диаспоре города Перми, которые участвовали в постановке танцев и помогли театру в художественном оформлении сцен спектакля настоящим кавказским реквизитом. А чего стоит прекрасный кавказский акцент артистов! 

Хотелось бы отметить и нашего брата украинского театрального художника Сергея Пантелейчука, приглашенного с Украины для участия в постановке и оформлении данного спектакля. 

Так под крышей пермского театра «У Моста» был возрожден волшебный Союз Советских Социалистических Республик, благодаря грузинскому водевилю, украинскому художнику и русскому режиссеру. 

С Новым 2017 годом и Рождеством Христовым друзья! 

 

Игорь Тюленев, поэт 

Пермь. Урал. Россия.