Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

29.12.2016

Ханума – символ оптимизма

Известный в прошлом грузинский актер и драматург Авксентий Цагарели в далеком 1882 году пишет шаловливую комедию «Ханума. Проделки свах». Грузинский колорит, ритм пьесы и зажигательные диалоги в один момент сделали ее популярной в царской России.

А в 1947 году уже в другой стране – Советском Союзе – по мотивам пьесы снят фильм «Котэ и Кето», который моментально завоевывает зрителя своей жизнерадостной энергетикой и чистотой чувств.

Через четверть века – в 1972 году в знаменитом театре Ленинграда – БДТ Георгий Товстоногов ставит пьесу Цагарели, в которой был занят весь актерский цвет театра. И опять шумный успех.

Пьеса Цагарели достаточно популярна и идет на многих сценах театров России и за рубежом. Спрашивается, почему вот уже больше сотни лет эта пьеса завораживает зрителя? Радушная атмосфера старинного Тбилиси, горного предместья Авлабар, где шумит Кура, где переливается щедрыми красками восточный базар, разворачивается сюжет пьесы. Но не будем раскрывать интригу! Хочется лишь сказать, что это борьба – борьба нового и старого, полная веселья и задора, комических ситуаций и грузинской музыки.

Но в Перми эта пьеса не ставилась никогда. И вот вчера – 28 декабря 2016 года состоялась первая премьера в авторском театре Сергея Федотова «У Моста». Комедия-водевиль завершает календарный год в театре, где за этот год поставлено шесть спектаклей и буквально месяц назад знаменитая трагедия Шекспира «Макбет». Все спектакли разноплановые и приходится удивляться энергии и таланту Сергея Федотова, его силам и оптимизму.

Но что еще интересно, так это то, что этот спектакль стал по-настоящему международным. Специально для «Ханумы» Сергей Федотов пригласил художника-постановщика из Украины Сергея Пантелейчука.

Кроме того, представители грузинской диаспоры города сердечно откликнулись на призыв Федотова. И помощь была не только в реалистическом создании уголка старого Тифлиса и реквизите, но и в постановке танцев и речи. Той неуловимой прелести интонации грузин, говорящих по-русски. И надо сказать, актеры театра были хорошими учениками. Лезгинка в исполнении мужской части труппы просто обескураживает своей лихостью и восточным изяществом.

Из актеров непременно нужно отметить Анастасию Перову, исполнительницу главной партии – Ханумы. Анастасия задействована практически во всех премьерах этого года – от тинейджера-террористки («Лейтенант с Инишмора»), флегматичной содержательницы бара – жены палача («Палачи»), трагической королевы – леди Макбет («Макбет») – и вот теперь задорной, бесшабашной профессиональной свахе с песнями и танцами, создающей «шахматные» ситуации и блестяще их разрешающей. Театр нужно поздравить с такой примадонной.

Приятно удивил Сергей Мельников, блестяще сыгравший роль князя Вано Пантиашвили. Поразительно, как актер представил убедительный образ старого бонвиана и нищего аристократа, учитывая его амплуа и предыдущие роли. Владимир Ильин в образе богатого купца, до слез мечтающего о княжеском гербе достоверен и чем-то более привлекателен, нежели его Дункан.

Конечно, необходимо отметить и Галину Гринберг, создавшую образ свахи Кабато, молодую, но упорную конкурентку Ханумы. Их противоборство ярко, эмоционально и заставляет зорко следить за их противоборством - «кто кого?». И вновь все заканчивается на мажорной ноте, выход есть для всех!

В преддверие Нового года принято подводить итоги уходящего. В наше непростое, даже агрессивное время, в котором мы живем, хочется отметить две вещи. Первое – особый оптимизм, с которым преподносились все премьеры и ощущение веры в лучшее, с которым всякий раз уходишь из зрительного зала. Второе – символичность последней премьеры. Грузинская пьеса, оформленная украинским художником и поставленная российским режиссером. Спектакль, впервые сыгранный в Перми под занавес сложного 2016 года. Ханума, как символ объединения несмотря ни на что. И все это вселяет радость и надежду, что в этом мире еще достаточно дружбы и доброты.