Пермский Театр «У Моста»

Версия для слабовидящих

27.12.2016

Две пермские премьеры: «Золушка» оперного vs «Макбет» «У Моста»

На прошедшей неделе посетил две долгожданные для меня театральные премьеры – новый балет «Золушка» в пермском театре оперы и балета и трагедию «Макбет» в театре «У моста». И вот что имею сказать по этому поводу. Это ПОТРЯСАЮЩЕ увидеть и прочувствовать аутентичный замысел гениального драматурга и это УЖАСНО лицезреть, как из классической волшебной сказки вдруг делают пасквиль на твою страну. В «У Моста» перед вами на сцене высится настоящий шотландский замок! Натуральные башни, крепостные стены, мрачные виселицы и неприступные ворота! Последние распахиваются в самом начале спектакле, и оттуда на зрителя вываливается целая армия яростно сражающихся на тяжёлых двуручных мечах шотландцев и норвежцев. От мечей во все стороны летят искры, на поле брани обрушивается ливень, а фанатично-яростное лицо героя сражения Макбета освещают настоящие молнии! Короче говоря, шекспировский дух мрачного средневековья поселяется в зале…

В «Золушке» оперного нет ВООБЩЕ ничего от известной сказки! Ничего от слова совсем. Спектакль о постановке спектакля в ленинградском театре оперы и балеты во времена Хрущева и Фурцевой… Я не шучу! Главную героиню молодую балерину Веру Надеждину окружают злые, завистливые и надменные коллеги, бездарное руководство (генсек Хрущёв таки стучит ботинком по трибуне на премьере...) и вездесущее и лишённое всяких чувств КГБ (правильно читать, вероятно, Кей Джи Би). Девушку ставят в пару с французским танцором Франсуа, в которого та естественно влюбляется (ещё бы, ведь он из капстраны, а не «совок» какой!). Но чекисты выслеживают сладкую парочку в Александровском саду и под бой курантов, раздирающую душу музыку и угрозой расстрела (37ой forever!) выдворяют француза из СССР. Неблагонадёжной Вере закрывают допуск на гастроли как шпионке... (Проклятый СССР!) Далее, в западном турне театра, которое проходит без Веры, Франсуа ухитряется таки всучить письмо дружившему с Верой балетмейстеру. Но получившую любовное послание Веру разоблачает … Фурцева (!) – министр культуры СССР и ссылает несостоявшуюся приму в далекую Пермь, куда за ней приезжает тот юный балетмейстер. Позабыв про Франсуа, Вера счастливо живёт с балетмейстером до старости... Занавес. Спрашивается, ПРИ ЧЕМ ТУТ НАЗВАНИЕ «ЗОЛУШКА», КРАСОВАВШЕЕСЯ НА АФИШЕ?

В «Макбете» же Сергея Федотова всё зловеще-классично. Герои проникновенно произносят (скорее проживают) гениальный шекспировский текст, ведьмы с пугающими покойницкими лицами ворожат, а чета Макбет под чарами самого жуткого на свете - античного зла совершает сумасшедшие кровавые преступления. Вечная драма неизбежной катастрофы от союза со злом, гениально написанная средневековым английским драматургом, абсолютно аутентично воссоздаётся коллективом «У Моста» под руководством Сергея Федотова.

Макбет «У Моста» динамичен и я бы даже сказал кинематографичен. Так и просится сказать с «эффектом 3D». В «Золушке» и от балета то почти ничего не осталось. В основном артисты просто ходят по сцене. После «Макбета» хочется мрачно пофилософствовать с бокалом шотландского виски. После «Золушки» хочется либо крикнуть «Будь проклята ЭТА тоталитарная страна рабов и гэбни!» (если купился на показанную вампуку), либо придушить или что ещё похуже доморощенных авторов, «осовременивших» классику.

Короче говоря, мастера культуры, хватить «осовременивать»! Учитесь у Федотова! Гениальнее Шекспира, Чехова, Гоголя всё равно мало у кого получится. Хотите быть гениальными – станьте конгениальными классикам и донесите их до страждущего настоящего искусства общества. А за премьерами от которых точно не разочаруешься, сделал я вывод, ходить надо все таки в «У Моста».

 

Гурьянов Павел