21.12.2016
Триумф и трагедия молодости
В театре «У Моста» новая премьера – плодовитым оказался 2016 год: шесть премьер в театре. И в завершение года – трагедия У.Шекспира «МАКБЕТ».
Более четырехсот лет эта трагедия не сходит со сцен мира. Однако в России, как при самодержавии, так и при советской власти, трагедия не приветствовалась властью. И лишь за последние четверть века «Макбет» предстал на сценах России. И надо сказать не в лучшем свете – в основном это модернизированные постановки (режиссеры Юрий Бутусов, Ян Клята и др.), своеобразно трактующие трагедию Шекспира.
В театре «У МОСТА» поставили все основные пьесы Шекспира («Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь»), и появление «Макбета» Сергея Федотова мы ждали с интересом и даже волнением. Все же небольшой, камерный театр и трагедия, предполагающая массивные декорации старинного замка, огромную массовку.
Но Сергей Федотов в очередной раз доказал свою неординарную гениальность художника – он не только великолепный режиссер, но и отменный сценограф – все выдержано в духе подлинной средневековой Шотландии. И даже небольшая сцена дает представление огромного замка, тяжелого и могущественного, в стенах которого играют страсти. Костюмы в темных тонах как бы соединяют героев со временем и пространством. Прекрасные мизансцены, все движения актеров четко выверены и дополнены спецэффектами, которые не смотрятся театральщиной, а воспринимаются как естественное действо.
Многие пишут об этой пьесе как о трагедии жажды власти, толкающей к преступлению, предательству и безумию, что много грязи, крови, трупов…но надо сказать, трупов и крови там не больше, чем в других трагедиях Шекспира.
«Макбет Шекспира – злодей, но злодей с душою глубокою и могучею, отчего он, вместо отвращения, возбуждает участие: вы видите в нем человека, в котором заключалась такая же возможность победы, как и падения, и который, при другом направлении, мог бы быть другим человеком», – писал великий русский критик Белинский.
Образ, созданный Львом Орешкиным, запоминается сразу с первого появления и приковывает внимание, заставляя следить за ним за его преображением. Конечно, актер держит ритм, заданный режиссером, хотя порой и просится пауза раздумий, тишина, где бы явственнее чувствовалось его преображение. Макбет в этом спектакле молод и динамичен, возможно, что в связи с этим противоборство в нем происходит очень быстро. В нем не тихий омут, в его действиях гром. Это триумф молодости и ее трагедия.
Леди Макбет в исполнении Анастасии Перовой, актрисы блестящей и волнующей, несколько одиозна. Особенно поражает знаменитая сцена сошествия с ума, она Перовой проброшена на крике – и это немного обескураживает. Она, как и Макбет, молода и импульсивна. «Кровь на руках» – именно в этой сцене нам открывается леди Макбет с другой стороны. Здесь, в своем финале она становится главной героиней – ей ты будто бы впервые начинаешь сочувствовать. И хочется этот момент сопереживания растянуть.
Разумеется, всех привлечет ансамбль ведьм – девушки великолепны в своей игре, все естественно и завораживающе правдиво. Из неглавных мужских ролей трудно выделить кого-либо – актеры создают неплохой фон для главного героя, не перетягивая «одеяло» на себя. И это стоит отметить как заслугу режиссера.
Мы были на первом спектакле, главной премьере, поэтому жизнь спектакля впереди – и все неточности и шероховатости уйдут естественным путем, когда актеры вживутся в свои роли, питаясь доброжелательной энергетикой зрительного зала. А пермский зритель в первый день премьеры встретил ее на ура – зал аплодировал стоя, долго не отпуская актеров со сцены.
Александр Стабровский, Виталий Призюк